Духов день, Архангельское-Карымка-Оленуха, 21.6.2021

Jul 15, 2021 14:39

Продолжаю описание недавно завершённой искпедиции в Забайкалье; после проведённой накануне Троицы наступил и самый яркий день поездки - Духов день. Будет много фоточек и видео.

<<< К сводной странице экспедиции <<<

Для начала - небольшой дисклеймер. То, что мы сегодня вам покажем, своего рода реконструкция старинного обряда; основные мероприятия Троицы и Духова дня отмечаются тут до сих пор (о чём будет упомянуто самими участниками в видео), но вся эта цветаcтость и старина потихоньку, конечно, уходит. Наряжаться "по-старинному" ещё накануне никто не хотел, но мы настояли, чтобы "для видео" одели старинные костюмы.
Вообще-то коллектив, который будет в основном фигурировать в этом отчёте, этнографическая группа села Архангельское (оно же Кочон или Качён), готовился к фестивалю "Весёлая заоколица", что будет заметно по первой части обряда. Но так как фестиваль перенесли, то провели всё для себя.
До сих пор в селе ведутся споры, какая часть обряда проводится на Троицу, а какая - собственно в Духов день. Но из-за печальных событий - умер старожил села и группы дядя Митя - всё сдвинулось на один день, т.е. на сегодня.

Итак, приступаем. Сперва - приготовления; наряжание в старинности. Я оделся в свой костюм, который скопирован нашей Анитой с рубахи, найденной у старожилки села Анны Тихоновны Титовой, дабы не портить отснятый материал. Марьяну же нарядили в то, что нашли на месте, т.е. в этнографический костюм этого села.



Наталья Ивановна Хлебникова надевает на Марьяну повязку под кичку



Кичка уже на месте



Головной убор в сборе

Подготовка к мероприятию продолжилась - по пути из Карымки (соседнее с Архангельским село, где мы жили) срубили берёзку; точнее, даже две - одну для Карымки, другую для Кочона. Вторая берёзка также будет фигурировать в отчёте.









Наталья Ивановна подсказывает своему сыну Диме, какую берёзку рубить



И я в этом участвовал



Берёзки поехали на место



Кумушка готова к празднику

Почему символом Духова дня является именно берёзка, и почему она в таком статусе называется "кумушкой", выяснить не удалось. Обряда кумления тут также не сохранилось; а может, никогда и не было; старожилы не помнят такого.



Дети тоже участвуют в мероприятии.
С детьми тут всё сложно, как и везде; даже на место отдыха их просто так не увезти, нужна куча разрешений; также что кроме первой части, больше они нигде не участвовали. Какая уж тут традиция.



Анна Тихоновна Титова также готова, можно начинать ;)

Первая часть обряда - наряжание берёзки (кумушки) под старинные песни; на фоточках отсутствует, потому что в это время писали видео, а кое-кто держал кумушку, чтобы не свалилась. Всё видео - в конце статьи.

Вторая часть обряда - проходка/проезд по селу с наряженной кумушкой. Раньше ходили пешком, но сейчас село разрослось, и возраст тоже не тот; так что покатились на грузовичке. Возле магазина, практически в центре села, прямо на перекрёстке, остановились и давай петь песни и хороводиться. После чего - проехали по всему селу и вернулись к клубу. Всё это также есть на видео.




image Click to view


Во субботу, день ненастный - возле клуба

Местами может показаться, что всё это - постановка; нет, кроме самой первой части наряжания кумушки, остальное - чистая импровизация. Современные люди для создания подобных видео берут гранты (гранты, Карл!), а тут - захотели и спели. Главное - успеть снять. ;)))

Потом - переезд в с. Карымка, что по соседству, в пяти километрах. Процесс переезда заснят с дрона, видео также будет.




В Карымке нас уже ждал накрытый стол, а также вторая кумушка, местная, которую срубили утром. Здесь немного посидели, попраздновали с местными.









Чай - из настоящего угольного самовара



С принимающей стороной ;)




В Карымке посидели недолго; со всеми хороводами 30-40 минут примерно. После чего переехали на Оленуху; туда же, где отмечали Троицу накануне. Всё это также будет на видео в конце статьи.



Кумушка на Оленухе



Снова поём песни



Валентина Петровна Рассохина и Наталья Ивановна Хлебникова ловят покемонов (или нет)



Марьяна и Валентина Рассохина обсуждают костюм












Фотосессия в костюмах






Фотосессия на сцене, где должен был проходить фестиваль "Весёлая заоколица". А сейчас она нам без надобности.



Идём со сцены к кумушке

После фотосессии пошли топить (пускать по реке) кумушку:






Традиционный чикойский оператор






Разряжание (разрывание) кумушки; тут не обрывают все ветки, но ленты все надо снять



Потом надо похлестать всех оторванными с кумушки ветками; это к здоровью.
Старожилы этого хлестания не помнят



Понесли топить кумушку



Прощание



Плывёт кумушка
















Прощание с кумушкой; уже уплыла

Прощание также будет на видео.

На этом обряд фактически завершился; почти все поснимали кички, в которых на жаре тяжеловато находиться даже под навесом.



Валентина Рассохина потчует всех яишней (яичницей), традиционным кушанием на Троицу.



Яишня






Только Наталья Ивановна до конца оставалась в кичке.

Марьяна отфотала кички:



Вид сзади



В профиль



В разборе



Поближе



Чикойский пояс. Старожилы говорят, бывают и такие, и как в Куналее, узкие и более плотные (как у меня)



Повязка под кичку Валентины Рассохины, с кучерами - перьями селезня

Застолье также будет на видео.

Собстно, переходим к видео-части. Представление коллектива - в основном в видео про Троицу, и частично - в последней, 6-й части.

image Click to view


1-я часть, завивание берёзки
Самая заорганизовання и формальная часть обряда. Но видно, что даже тут особо никто ничего не репетировал.

image Click to view


2-я часть, катание по Архангельскому
Во второй половине, после плясок у магазина - не поставили диктфон в машину с кумушкой, так что на фоне - болтовня в нашей машине.

image Click to view


3-я часть, переезд из Кочона в Карымку, съёмка с дрона
Звук из машины с кумушкой, на ходу (это слышно :)

image Click to view


4-я часть, Карымка и переезд на Оленуху
По дороге на Оленуху, опять же, болтовня в нашей машине

image Click to view


5-я часть, прощание с кумушкой на Оленухе
В конце оба оператора "устали" и забыли снимать видео; поэтому только фоточки

image Click to view


Застолье после прощания с кумушкой
На самом деле, до 15-й минуты - застолье до прощания, так что женщины в кичках. На ютубе есть тайм-код. В основном поются  песни советских лет, но есть и старина - например, на 1:13:30 - "Соловей во клетке", песня из начала фильма "Забайкальская песня старинная" 1980-го года.

Список основных участников:

Михайлова Пелагея Петровна, 1958 г.р., Архангельское (оно же Кочон или Качён)
Коновалова Татьяна Петровна, 1949 г.р., с. Архангельское
Титова Анна Тихоновна, 1939 г.р., с. Карымка (Александровское)
Рассохина Валентина Петровна, 1957 г.р., с. Малоархангельск (Новая деревня)
Михайлов Виктор Иванович, 1959 г.р., с. Архангельское
Хлебникова Наталья Ивановна, 1954 г.р., с. Карымка (Александровское)
Трофимов Николай Михайлович, 1950 г.р., с. Архангельское
Иванова Анна Михайловна, 1950 г.р., с. Архангельское
Кондратьева Любовь Михайловна, 1959 г.р., с. Архангельское
Сидорова Анастасия Михайловна, 1953 г.р., с. Архангельское
Андреевская Татьяна Ивановна, 1959 г.р., с. Архангельское
Григорьева Марина Петровна, 1973 г.р., с. Архангельское
Васенина Мария Ивановна, 1961 г.р., с. Архангельское
Медведева Наталья Николаевна, 1976 г.р., с. АрхангельскоеАндреевский Анатолий Андреевич - гармонист
Басынин Анатолий Борисович - с гитарой.

Пост ещё буду уточнять, но пока что у меня всё. На завтра предстоял ещё выезд в с. Коротково, но об этом - в следующих сериях.

>>> В гостях в Архангельском, и встреча с коллективом "Любава" в с. Коротково >>>
<<< К сводной странице экспедиции <<<

Забайкалье, фоторепортаж, видео, культура, экспедиция, фольклор, "Полынь"

Previous post Next post
Up