В недавнем цикле статей
про культуру и культ-работников упоминал о том, что немного занимаюсь этнографией; сегодня это немного разверну и покажу примеры проблем, с которыми сталкиваешься, когда начинаешь ковыряться в материале хотя бы на пол-штыка. Также будет немного заумствований о научном и религиозном методе; и церковь тут ни при чём, речь, как обычно, за
Мнение и Истину.
Недавно кончилось у меня место на архивном диске; всего-то 6-терабайтный накопитель забился, после недавней
поездки на Алтай. Как кое-кто успел заметить, занимаюсь в том числе и видео-съёмкой, включая квадрокоптерную; а
4К-видео жрёт пространство-время, как не в себя. Начал чистить его от всякого хлама, и попутно посмотрел, что там ещё есть. В одной из бесчисленных папочек нашёл архив с оцифрованными с
бобин записями, которые были записаны в начале-середине 1980-х годов моими родителями в этнографических экспедициях, и которые лет 10 назад я оцифровал, да уже и потерял следы. А тут пропажа нашлась.
Среди этих записей, помню, была одна редкая запись дуэта из
семейского села Большой Куналей, что в Бурятии (между прочим, самого
красивого села страны); пошёл искать по каталогам; нашёл на одной бобине, да ещё в компании других записей. И это добавило сумбура в казавшуюся строгой картину истории этой записи.
Сперва всё шло более-менее штатно; первые несколько записей бобины оказались записями дуэта хорошо мне известных людей - Рыжакова А.И. и Назарова Е.Г, с их дуэта мы в молодости учили
мужские песни. Из этих записей сделал ролик, снабдив фотокарточками из родительского архива (часть фоточек тогда снимал сам), и из
экспедиции 2011-го года в эти места:
Click to view
Архивная запись 1980-х годов
Пока что всё было гладко; но следующей записью на той же бобине идёт... село Бичура, что в другом районе Бурятии. В принципе, это могла быть ошибка аннотации, но, судя по репертуару (а
мы были там в том же
2011-м и в
2013-м годах), это действительно Бичура. Проблема тут в том, что я не помню, чтобы туда ездили в экспедиционных целях до 2011-го года, а запись явно того же времени, что и предыдущая (там присутствует бабушка 1907-го года). Эту запись со дня на день сделаю и выложу; хотя иллюстраций для неё у меня совсем мало, по вышеуказанной причине.
Click to view
Песни с. Бичура, Бурятия, запись 1980-х годов.
Но ещё больше непонятностей появилось после осознания того, что после записей из Бичуры пошли снова записи из Куналея; те самые, ради которых и начал копаться в архивном материале. Помню, что кто-то мне говорил о том, что это записаны родители А.И.Рыжакова, того самого, что в ролике выше; но, судя по аннотации (озвученной в том числе и на записи), записанные Рыжаковы Иван Андреевич и Анисья Ивановна - оба 1907 г.р., т.е. на два года моложе Александра Ивановича. И тут уже стало совсем непонятно; может быть, это и вообще не куналейские записи, а записано в той же самой Бичуре (в аннотации к катушке нигде не было сказано о смене локации после Бичуры). Судя по репертуару, это всё-таки куналейцы, но мало ли, может быть, переехали.
Пришлось использовать "звонок другу", в буквальном смысле - при помощи коллег по опасному бизнесу вышел на куналейцев, проживающих там сейчас, те обещали помочь; кое в чём помогли, но пока что конкретики по Ивану Андреевичу и Анисье Ивановне нет. Зато прислали вот такое фото из музея:
Это - важное дополнение к
видео о известном квартете семейских; здесь указаны годы рождения, чего ранее не было.
После анализа бобинной записи в целом уже даже нет уверенности в том, что это - родительская запись; представляет какой-то незнакомый голос, да и в Бичуре вроде как не были до 90-х годов. Последние участники записи неизвестно где записаны, хотя родом практически 146% из Куналея; сейчас пробую искать их следы в Улан-Удэ.
Апдейт: с привлечением куналейцев обнаружены следы участников последней записи: Рыжаковы Иван Андреевич и Анисья Ивановна жили в Большом Куналее, потом уехали в город, пели в хоре. Но на записи - всё же куналейские песни:
Click to view
За фото и информацию благодарю Марию Кушнарёву из Большого Куналея, а также остальных участников нынешнего большекуналейского хора.
На этом лытдыбр окончен, переходим к обязательной программе, имени размышлизмов. В
предыдущей статье указывал на развлекательный уклон работников культуры в современном обществе, в ущерб образовательно-воспитательной функции; а также на базирование народной культуры на основе науки
этнография. Мы ещё пока до самой науки даже не добрались, тут скорее основы
источниковедения; и уже всплывает масса деталей. Даже то, что видел/слышал лично, приходится перепроверять; а уж информацию, которая забылась, приходится шерстить через пол-страны; без шуток, переписываюсь одновременно и с Питером, и с Бурятией.
При этом в ширнармассах под "народной культурой" подразумевается нечто несуразное в кокошниках и картузах, которое "народное" просто потому, что одето в наряды а ля рюсс. Сейчас для кого-то обидно скажу: разновидностью этого подхода является движение
нео-язычества; там тоже используется субъективный взгляд имени "я так вижу", без опоры на источники. Многие люди в определённом возрасте или в кризисную пору обращаются к собственным корням, но вместо корней натыкаются на обманку, которая подаётся как нечто корневое и исконно-посконное, но на деле являющее субъективной придумкой определённых граждан. Если пойти в аналогиях ещё дальше, то это - целый бизнес-проект по канализации тяги людей к национальной традиционной культуре в нужную кому-то сторону.
При этом, собственно, настоящую традиционную культуру никто не прячет, но она не так красиво продаётся, как все эти гуляния в веночках простоволосых полуголых девок. Как часто говорю, всё от смыслов, и в данном случае выбор - либо мы соблюдаем традицию, либо развлекаем массы. Последнее, увы, в разы проще и, что главное, прибыльнее; сколько уже раз видел, как народ (если это так можно назвать) бежит на любой "тумц-тумц" прочь от всех этих тягомотных полу-реконструкторов.
Конечно,
уклон в реконструкторство, чем грешат многие "этнографические" фольклористы, тоже не вполне верен; это какое-то изучение трупа народной культуры получается, а не живая культура народа. Но без привязки к традиции любая "народная культура" - это манипуляция и практически чистокровный
обман, сиречь применение ложных установок для собственной выгоды. Да, с нонешними общественными моральными нормами традиционный подход - практически себе в убыток; ну, тут уже кто на что учился; либо мы на стороне Правды и Истины, либо на стороне Выгоды. И это, в данном случае - взаимоисключающие вещи, увы и ах.
А ведь это всего одна катушка из 40+.