Техническое: про Мавики

Jan 30, 2020 18:24

В последнее время большинство моих статей (уже довольно редких) - нечто занудное про философию, политику и прочая; однако кое-кто (я даже знаю кто) полистывает мой журнальчик заради технической темы, которую в последнее время вынужденно забросил. Старые листатели в курсе, что кроме заумствований в ЖЖ, есть у меня и другие интересы, от народной культуры до квадрокоптеров; вот про последние как раз и пойдёт сегодня речь. Хотя и без обобщений и обличений, возможно, не обойтись. :)))

С 2015-го года увлёкся темой квадрокоптеров. У этих летающих жужжалок несколько применений, я в основном занимаюсь видеосъёмочными дронами; при схожести принципов они изрядно отличаются по конструкции от "гонщиков" , "тяжеловесов" или "долголётов". Долгое время совместно с коллегой по хобби Фёдором занимались конструированием летающих самоделок, с переменным успехом, но прошлым летом Фёдор ушёл в мир иной, и в одиночку самоделочное хобби мне не потянуть. Именно поэтому в бложике и на ютуб-канале в последнее время пропала тема полётов. После долгих раздумий и метаний решил вернуться в хобби с другой стороны, в куда более конформистском варианте, а именно - купил Мавик.

На заре хобби уже покупал "коробочный" дрон Parrot Bebop2, и в статье про него упоминал про доминирование на рынке съёмочных дронов конторы DJI; к тому времени они бодались с конкурентами серией "Фантом", крайне популярной не только в среде профи, но и у любителей; в сознании граждан продвинутой наружности под словом "дрон" подразумевалась именно белая коробочка в стиле Фантомов. Но в конце 2016-го года "джидаи" снова перетряхнули рынок, выпустив революционную модель Mavic Pro, про которую в основном и пойдёт речь:




К тому моменту Фантомы и так нагибали всех подряд конкурентов, но Мавик просто перевернул доску, внеся сразу массу инноваций, по сути оставаясь актуальным по сей день. Три с лишним года - огромный срок для индустрии гаджетов, и на конкурентов 2016-го года сейчас смотреть без слёз нельзя, а Мавик до сих пор вполне рабочая лошадка, хотя уже и не "топчик".

Первая инновация - компактность; складные дроны были и до того, но DJI, пожалуй, первые, кто уложил профессиональный (с поправками на ветер) аппарат в кирпичик на ладони; со всеми аксессуарами, пультом, запасными батареями и пропеллерами и даже зарядным устройством агрегат помещается в кейс размером с фотосумку для зеркалки. При этом всём аппарат - далеко не игрушка, и при весе вдвое меньше, чем у Фантом, имеет почти такую же диагональ (расстояние между роторами), что позволяет иметь бОльшую тягу, нежели у более толстого предшественника. Компактность также касается и пульта, и зарядного устройства, и батареек - брать с собой аппарат стало гораздо проще. Так что, несмотря на высокую цену, Мавик практически "съел" обывательскую нишу Фантомов - профи до сих пор часто снимают на Фантомы по своим соображениям, но любителям полётов "Фантики" уже не нужны.

Вторая инновационность - цифровая система управления OccuSync. Она обеспечивает устойчивую связь на расстоянии до 7 км (в хороших условиях - и гораздо больше), передачу HD и даже FullHD-картинки на землю в реальном времени, подключение FPV-очков DJI Goggles в беспроводном режиме и т.д. С точки зрения моделиста - сплошной тоталитаризм и невозможность использования аналоговых девайсов от других аппаратов, но при использовании "родных" решений качество и дальность передачи - моё почтение. Новинки конца 2019-го года приближаются к этой технологии по дальности, но по общему качеству Occusync до сих пор впереди всех доступных обывателю решений - и это при 3-летнем возрасте-то. Одна из крайне важных деталей технологии - настройка практически любых параметров аппаратов "по воздуху", т.е. вы можете изменять любые настройки в аппарате, болтающемся в километрах от вас; от баланса белого до чувствительности к наклонам подвеса камеры.

Третья фишка - датчики препятствий. В первом Мавике система датчиков относительно проста по сравнению с последующими решениями, но на многих аппаратах 2019-го года, заявляющихся как "конкурент DJI", и такой системы нет.



Скриншот не с Мавика первой модели (у него нет задних датчиков), но принцип, надеюсь, понятен.

Мне, как любителю полетать на самоделках без каких-либо датчиков, данный функционал нужен постольку постольку, но и для новичков и для профессионалов может пригодится, в разных случаях. Например, оптические датчики снизу позволяют надёжно держать высоту при полётах над водой; вполне можно держать высоту в полметра-метр и не сильно опасаться за аппарат даже на высокой скорости, что без датчиков практически равносильно утоплению агрегата. Для профи также будет полезно само-ограничение аппарата при полётах в стеснённых условиях (как и показано на скрине выше) - он не просто сигналит, но ещё и самостоятельно тормозит, так что вы не влетите в человека, если не будете специально к этому стремиться.

Ещё одна фишка - "интеллектуальные режимы"; всякого рода "слежение за собой", автоматические "дрони" и облёты точек интереса; по мне так звучит как попытка угробить аппарат любой ценой, но в ряде случаев может пригодиться, в том числе профессионалам. Например, вручную облететь или даже равномерно отлететь от объекта не так просто, как может показаться, а автоматика справится (если не воткнёт аппарат боком в дерево или дом, конечно). Глядя на то, как обзорищики тестируют аналогичные режимы на китайских аппаратах в 2020-м, хочется обнять и плакать - на Мавике всё это работало ещё в 2016-м.

Камеру аппарата вынес в конец списка, как одну из спорных фишек. Для профессионалов это - самое слабое место конструкции, хотя для любителей качество просто заоблачное. Агрегат умеет снимать в 4к; само по себе это ничего не значит, о чём ранее писал; при грамотном использовании может выдавать волшебную картинку, но для это нужны танцы с бубном, о чём ниже отдельно отпишусь.

После выхода первого Мавика все тут же принялись его копировать; даже мы с Фёдором не удержались и напечатали на 3Д-принтере корпус, напоминающий его конструкцию; в подобном форм-факторе сейчас выпускается чуть ли не большинство дронов в любых ценовых категориях. Первое впечатление у многих любителей полётов было шоковым, но многие тут же принялись яростно ожидать Мавик 2. Но вместо этого Джидаи пошли по пути упрощения, и вместо Мавика 2 вышел Мавик Air, который по ряду параметров превосходит Мавик 1, но имеет куда меньший радиус действия и полётное время, а также вместо системы OccuSync в нём реализовано управление по вайфаю, что накладывает разные ограничения; вот кратенькое сравнение. Параллельно с линией Мавиков продолжила развиваться ветка Фантомов и Инспаеров, уже как чисто профессиональные агрегаты, а также вышел дрон начального уровня Spark.

Через пару лет после первого Мавика наконец вышел Мавик 2, причём сразу в двух версиях - с камерой с 2-кратным зумом и с профессиональной камерой от Hasselblad; вот тут небольшое сравнение. Уж на что Мавики - не дешёвое удовольствие, но Мавик2 почти залез в ценовой диапазон Инспаеров - монстрообразных профессиональных аппаратов. А что вы хотите, если по качеству они уже уделали первый Инспаер и уверенно двигаются ко второму, при сохранении компактности. Дроны обвешались датчиками, в основном решили проблему с камерой от первой версии, и в очередной раз приблизились к идеалу, но, как говорят наши правозащитники, "какой ценой?.." Так как сейчас это топовые агрегаты, то даже с рук ценник начинается от $1000 за базовую комплектацию, и плюс ещё всяких допников надо - пару вёдер.

В условиях мирового кризиса так недолго и лидерство потерять; так что глядя на буйство конкурентов из Китая, джидаи в очередной раз исхитрились и выпустили самую бюджетную версию линейки - Мавик Мини, ценой почти как у Спарка, и с параметрами, уступающими всем предыдущим Мавикам, зато весом в 249 грамм (против почти 800г у первого Мавика и почти кило - у второго) и полётным временем почти в полчаса (привет от литий-ионных батареек). Причём из-за малых размеров и дополнительные аксессуары к нему относительно дёшевы, так что даже набор Fly More Combo, включающий в себя +2 аккумулятора, сумку и всякие прочие полезности, позволяющий полноценно использовать дрон в походах и выездах на природу, по цене не сильно кусается.

Надо сказать, что именно из-за Миника я и обратил внимание на то, что пора бы ворочаться в хобби; сразу после его официального выхода он появился в РФ, причём по ценам, не превосходящим ценник на Али и прочих онлайн-площадках. Правда, в основном в Москве; а от нас дотудова скакать на собаках устанешь. Пока разбирался в деталях, выяснилась основная (имхо) засада аппарата - он является скорее продолжением Air, чем наследником Про-серии; в нём точно так же вместо Occusync реализована передача данных по вайфай, и тут супротив младших моделей Мавиков выступает наше доблестное государство - мы (а точнее - хрен пойми кто) вслед за Европой ограничиваем частотное пространство вайфай по мощности, и устройства не должны превышать по мощности 25 мВт (коли не ошибаюсь). В итоге Миник вышел в двух версиях, отличающихся аппаратно (т.е. перепрошивками не вылечить) - американская FCC-версия, и европейская CE-версия. Официально в РФ завозят, вестимо, евро-версию, хотя у хитрых продаванов можно найти и ФЦЦ. Но это ещё полбеды - дрон на территории РФ даже в американской версии включает европейскую мощность и привет; так что даже обладатели более мощной версии аппарата вынуждены шаманить.

В целом дальности агрегата для бытовых задач вполне хватает, но мне по опыту полётов и походов дальности в 500м и даже 2 км может оказаться недостаточно, так что вместо выбора Миника я начал присматриваться к самой первой версии Мавика, которую с рук стало купить возможно по вполне божеским ценам. Нашёл на сайте радиомоделистов объяву, связался с продавцом, он меня послал на его же объявление на авито; через авито-доставку дрон за неделю оказался у меня. Причём не только сам по себе, но ещё и с очками DJI Goggles (после полётов в FPV-шлеме летать по телефону - как-то не алё), и с ворохом всяких допничков.

Конечно, осваивать созданное кем-то - это не так прикольно, как колхозить что-то своё, но без Фёдора мои возможности по колхозу резко упали до минимума, и пока что приходится осваиваться в роли Мавиковода. Здесь, конечно, простора для манёвра более чем достаточно - например, предыдущий владелец использовал аппарат только для полётов в спорт-режиме, а мне это практически не нужно, у меня он будет в основном снимать. Для чего придётся изрядно постучать в бубен, чтобы добиться нормального качества картинки.

Владельцы профессиональных агрегатов обзывают Мавик-1 "мыльницей" - за то, что с настройками по умолчанию он часто замыливает изображение, превращая мелкие детали в кашу. Когда занырнул в проблему, был немало удивлён, что заявляемый профессиональным аппарат (словечко Pro в названии какбэ намекает) адекватно снимает лишь в единственном варианте - при выдержке 1/50 и ISO 100 (при фиксированной диафрагме), так что для качественной съёмки нужны ещё и некие фильтры, стоящие немалых денежек. Но про это, как и про другие детали освоения воздушного пространства - в следующих сериях.

техника, квадрокоптер

Previous post Next post
Up