На выходных метнулся с внезапной проверкой на фестиваль "Праздник топора" в г. Томск, что тут недалеко (5 часов на автобусе, от центра до центра), о чём немного поведаю в режиме лытдыбра; увы, на подробный отчёт не хватило ни времени, ни желания.
Фестиваль "Праздник топора" проводится вот уже 12-й раз в сельской местности неподалёку от Томска; фестиваль этот совсем не той фольклорно-этнографической направленности, к которым я привык в последнее время - тут в основном мастера разных ремёсел, с национальным оттенком, но без фанатизма; достаточно сказать, что музыкальным хедлайнером фестиваля выступила Надежда Бабкина:
Девочки в костюмах а-ля рюс - всё, как мы любим.
Но к самому фестивалю претензий никаких; он нигде и не позиционировался, как реконструкторский, исторический или этнографический; хотя, конечно, называться "народным" в стиле "я так вижу" тоже не коленкор и не копенгаген; но это уже вопрос уважения к понятию "народ" как таковому. Пока у нас пассажиры класса Бабкиной и "народное творчество" могут умещаться в одном предложении, что вы хотите от ремесленного фестиваля?.. Не стреляйте в баяниста, он играет, как умеет.
Одна из многочисленных "улочек" фестиваля; таких тут не один десяток
В отличие от "наших" фестивалей, даже вполне бомбического уровня, вроде "
Бирюзовой Катуни", зрителей тут - невпроворот; а что вы хотите, это не столько культурное мероприятие, сколько ярмарка и базар-вокзал.
Обществу потребления - соответствующие фестивали; но повторюсь, баянист играет, как умеет, и к фестивалю в этом плане претензий никаких - ремесло так ремесло.
Грустные поняшки; возможно, наши земляки
Одним из центровых событий фестиваля является конкурс деревянных скульптур:
Их тут много всякий разных, от крохотуль до гигантов размером с дом. Одно только непонятно:
Почему праздник топора, а работают плотники и резчики в основном цепными пилами?..
Несмотря на категорическую не-этнографичность и не-народность фестиваля, его всё равно можно и нужно использовать для пропаганды народного творчества; тут хотя бы есть народ, причём не абы какой, а уже "заряженный" позитивом к народной культуре, только её он вокруг не видит. Посидели, попели песни сами для себя - куча народу заинтересовалась; кто-то фоткался, кто-то подходил интересоваться, что это и откуда. После этнографических междусобойчиков - прямо-таки простор для пропаганды; только вести её надо не методами культпросвета, как это принято в
минкульте нашем трижды чуть не награждённом, а от человека к человеку; такое моё мнение. Запрос ширнармасс тут есть, и немалый; а его кормят Бабкиной и баянами.
По разным причинам толком посмотреть на сам фестиваль не удалось; выехали часов в 17:30 в город, и попали в гигантскую пробку, которую создали... ГАИшники, превратив основную фестивальную дорогу в одностороннюю, и запрещая машинам выскакивать на "зелёные" участки дороги. От парковки до выезда на кольцо, где машины хоть как-то поехали, прошёл... час - хотя там пешком идти минут 15-20 максимум. Для городского часа пик это не удивительно, но не для села Зоркальцево где-то за Томском. И ведь это далеко не пик проблемы - что творилось после концерта Бабкиной парой часов позже, даже и представлять как-то неловко; люди часами не могли выбраться с фестивальной территории, ни на своём транспорте, ни на такси. Но нас это уже не коснулось.
На следующий день немного погуляли по Томску; после вчерашней пробки ехать обратно "к топору" не было уже никакого желания, и проинспектировали центр города. Кто не был, можно только рекомендовать - тут довольно симпатишно:
Центральная улица Томска, Ленинский проспект
Мы тут были неодонкратно; в своё время в рамках
Этнофорумов облазили весь исторический центр; так что фотоотчёта делать не стал, хотя многие места так и просятся в кадр. :) Побывали разве что в Лагерном саду - это парк на окраине города с видом на речку Томь:
Вид на Томь из Лагерного сада
Съездить в другой город, конечно, хорошо, вот только смысловое наполнение поездки вызывает немало вопросов. Может быть, когда-нибудь в будущем что-нибудь изменится.