Ещё раз о значении культурного базиса

May 16, 2018 15:08

Отойду ненадолго от описания поездки на Алтай, и напишу несколько провокационную статью; на сей раз попробую потроллить не пресветлых наших либералов (хотя и им достанется), а своих же, сторонников левой идеи; уже не в первый раз замечаю, что казавшиеся положительными персонажи иногда несут такую ахинею, что хоть стой, хоть падай. От этого они не становятся плохими людьми, и с помощью конструктивной критики их наверняка можно вернуть на путь истинный. ;)))

Причиной написания статьи стал ролик на канале Гоблина, где историк Клим Жуков и режиссёр Иван Диденко разбирали отличия поздне-советского кино от американского, на примере сравнения вышедших почти одновременно "Терминатора" и "Гостья из будущего":

image Click to view



После имхо шедеврального препарирования этим дуэтом сериала "Золотая орда" сел смотреть ролик с большими ожиданиями; но в итоге не смог досмотреть его до конца, хотя честно несколько раз пытался; и влепил первый за долгое время дислайк. Тема поднята крайне интересная, но вот реализация, увы, подкачала; и дело тут даже не в фактологических ошибках и субъективности. Меня больше всего разочаровал подход в целом - два товарища, рождённые в СССР и явно симпатизирующие советским идеям (а тов. Жуков и вовсе позиционирует себя коммунистом), судят оба фильма с точки зрения... американской культуры.

У того же Диденко в его роликах (которые я регулярно смотрю, и вам советую) иногда проскакивает та же мысль - дескать, советское кино (и культура в целом, позволю себе расширить тему) не готовило людей к ужосам тёмного пост-перестроечного будущего, а вот американская таки да, постоянно нагнетала и нагнетает ощущение кошмара, и таким образом готовит людей к грядущей мировой войне - и тем она, дескать, права. В остальном я почти во всём с ним согласен, поэтому и буду рассматривать этот подход не как диверсию, а как заблуждение; к сожалению, все ошибаются, и если бы мы все были безупречными гениями, вряд ли стали бы жить в том дерьме, в котором прозябаем сейчас. Деградация науки и образования, де-индустриализация, обрушение культуры и у нас и "там" - норма современности, и мы все с этим согласны - ничего эдакого не происходит, щит хэппенс. Но ведь у каждого ЧП, как говорили в былинные времена, есть ФИО, и сейчас ничего не изменилось, просто мы начинаем думать, что ЧП - это норма. И вот именно в этом собака и порылась.

Проблема некорректности данного разбора - не в том, что разбирающие путают тёплое с мягким, выдвигают свои собственные - довольно беспомощные - претензии к сюжету (можно почитать каменты, там люди довольно толково разбирают косяки ведущих); да и вообще сравнивают ужастик для старших подростков с детской сказкой... Проблема в том, что они отказывают в праве на жизнь русской и советской культуре в целом - с их точки зрения подход " человек человеку друг" суть ошибка и заблуждение. Ведь если победил подход "человек человеку волк", то, дескать, так и надо мыслить, и учить детей тому же - дружить не надо, надо всего бояться и не доверять. Щито?

Ещё когда в первый раз выключил ролик и принялся думать, что курили ведущие, начал вспоминать, где я уже видел точно такой же подход. И вспомнил - у тов. anlazz, на которого периодически ссылаюсь, и часто с ним соглашаюсь; но вот как только речь заходит за культуру, так хоть святых выноси. Просто для него - как и для ведущих данного ролика - культура общества не представляет никакого интереса. Если заходить широко, то мы имеем дело с радикальным материализмом, который, безусловно, хорош в описании экономических аспектов бытия, но с одной оговоркой - он игнорирует субъектность человека, его Волю; т.е. по сути он... расчеловечивает Общество. Мои коллеги по культурному фронту обзывают такой подход "маркснёй"; и в общем-то с поправками на ветер я с ними согласен; другое дело, что тут надо не обзываться, а показывать на проколы в логике.

В тысячный раз повторюсь, что проблема тут - в игнорировании роли культуры в нашей жизни. Для современников - даже таких вполне прошаренных и толковых, как Жуков, Диденко и АнЛаз - культуры как бы не существует, это что-то глубоко вторичное по сравнению с экономикой и производственными отношениями. И это очевидным образом растёт из путаницы понятий искусства и культуры; в современном общество искусство, безусловно, вещь вторичная на уровне бессмыслицы; что мы и видим на примере министерства нашего культуры, занимающегося чем угодно, кроме культурного окормления паствы Общества. Если уж министер культуры не понимает, что же это такое, то чего хотеть от рядовых историков, режиссёров и блогеров? Взятки гладки.

Культура, напомню, это повседневность; это наши нормы и наш образ мышления. Наше Добро и Зло, если хотите. Очень широкое понятие; самое время его игнорировать, ага. И как только мы осознаём важность культуры и норм (не только лишь все могут это сделать), то сразу и видна вся нелепость претензий к "Гостье из будущего" - это не просто наивный дедский фильм, это культурный артефакт советской культуры, создающий культурный фон "человек человеку друг". И даже робот человеку друг. Претензии к роботу Вертеру, советскому аналогу Терминатора, также нелепы - может быть, это космический манипулятор, пригодный к работе в условиях, например, Венеры; от этого его смысл не изменяется; он как был другом человека, так и остаётся. Для того, чтобы видеть в нём машину убийства, нужно... переключить в голове культуру на западенский манер - человек человеку волк, и робот == враг. Ну, поздравляю.

Данный разбор прекрасно показывает причины проигрыша СССР - они совсем не в экономической или политической плоскости; просто в нашей голове Терминатор победил робота Вертера. Мы сами стали Терминаторами, носителями вражеской западенской культуры, которые считают примитивную культуру Залужья чем-то важным и достойным рассмотрения, и отрицающими собственную русско-советскую идентичность. Я советский человек с достаточно глубоким базисом русской культуры, и мне в голову не придёт сравнивать Алису или Электроника с какими-то, извиняюсь, обосранными Терминаторами или Блейд-раннерами - потому что я не воспринимаю их как свою культуру; это какие-то страшилки для туземцев тумба-юмба. Да, они красочные и завлекательные - но они чужие, и несут враждебное отношение к миру, а стало быть, они не про нас. Русский и советский человек живёт в крайне тяжёлых условиях - я только что с Алтая вернулся, это самый юг Сибири, и доложу я вам, нифига там не райские кущи, несмотря на середину мая - но при этом он не воспринимает природу как врага, а соседей - как нелюдей; Мать - сыра земля и человек человеку друг - наши культурные нормы. А вот чем это вы там таким в своих человейниках занимаетесь, уже большой вопрос.

Может показаться, что я тут занимаюсь разжиганием - таки да, я пытаюсь призвать граждан к культурному сепаратизму; надо убить в себе либерала и отделить наконец себя от "цивилизованного человечества", занимающегося откровенным людоедством в промышленных масштабах. Власти в последнее время пытаются что-то тут придумать, но у них это никогда не получится, и все идеи по разжиганию "патриотизма" в Обществе обречены остаться бессмысленным официозом, потому что культурно РФ остаётся колонией Запада, и вся её элита мыслит в тех же категориях ЧЧВ - грабь, бухай, отдыхай. Пока у нас за рекламу гедонизма не привлекают к справедливому революционному суду, а платят бабло, патриотизм останется чем-то глубоко вторичным и бессмысленным; потому что на него колбасы не купить, и за ипотеку не заплатить.

Ещё один аспект культуры - это наша жизненная повседневная философия; наши с вами смыслы существования; они напрямую следуют из норм и ограничений. Если мы хотим строить светлое будущее, то мы и мыслим соответствющими категорями - наше будущее должно быть с каждым годом всё лучше и лучше, иначе вся окружающая возня не имеет смысла. А если мы живём с моралью гедонизма в голове - живи одним днём, бери от жизни всё, ГБО, после нас хоть потоп - то вполне логично для морали вечного должника мы смотрим в будущее со страхом; из него придёт карающий грешников Терминатор или сатрап НКВД. И с этой точки зрения товарищи ведущие ролика раскрылись на отличненько - они видят будущее собственных детей в пост-апокалипсисе имени Терминатора, а не в мире Полудня, романов Ефремова или мире Алисы Селезнёвой.

И тут проблема, повторю, не в том, во что мы хотим верить - а в том, во что мы уже верим и считаем нормой прямо сейчас. Если мы считаем нормальным жрать в три горла, наплевав на вырождение страны и обезлюдивание целых регионов, то мы абсолютно логично считаем своей культуру Терминатора и Чужих - особенно те, кто поумнее, понимают, к чему это всё непременно приведёт; не если, а когда. Если мы считаем Терминатора лучше Алисы Селезнёвой, и мир коммунистического будущего с русской моралью ЧЧД сказкой для детей, то мы никогда не вырвемся из спирали падения, куда всё наше общество с грохотом валится все вот уже скоро 30 лет. Потому что ваша мораль - это прожирание будущего сегодня.

Вытряхнуть дерьмо либерализЪма из собственной головы - вот что по-настоящему сложно; даже сложнее, чем дочитывать мои статьи до конца. Но пока мы этого не сделаем, так и будем называть себя русскими, являясь при этом самой настоящей нерусью; и будем зваться коммунистами, глумясь над главным постулатом коммунизма - Светлое будущее общества понад усе. Увы.



Привет обитателям человейников от русской природы; окститесь уже.

Только что прошёл День Победы; и многие с гордостью говорят, что "мы победили". Кто это "мы"? Те, кто считают Терминатор и современную культуру нормой жизни? Вы бы не позорились перед предками, что ли. До Победителей нам, поколению Побеждённых, ещё расти и расти.

>>> Про поколение Побеждённых >>>

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up