Про свободное время, ч. 2 - разъяснения

Jul 14, 2017 14:02

Продолжаю статью про свободное время; несмотря на кажущуюся несерьёзность темы, вопрос архи-важный в идеологическом и философском смысле, поскольку показывает отношение к простым гражданам со стороны разных мировоззрений.

Как это у меня иногда бывает, сформулируем рассматриваемый вопрос только во второй части статьи. :)

Свободное время (досуг) - общественно-историческое явление, часть общественного свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости.

Если говорить своими словами, свободное время - это период, когда вы можете заниматься чем хотите, а не тем, чем надо. Это отличает досуг от, например, безделья - если человек ничем не занят, это не значит, что он может делать что хочет. Например, больше всего бездельников в... тюрьмах - но это не значит, что там у людей масса свободного времени - как раз вся суть заключения в том, чтобы лишить человека понятия "свободное время" в принципе.

Как видно, понятие "свободное время" подразумевает и отсутствие необходимости труда, и возможность чем-то заняться; то есть оно не так просто, как может показаться на первый взгляд. Поэтому и рассматривать его надо с разных сторон, а не упрощать и примитивизировать.

Для чего вообще разбирать такое, казалось бы, личное и бессмысленное занятие, как досуг?.. Постоянно говорю, что всё в нашей жизни от смыслов, целей, которые мы и всё Общество перед собой ставит. И если зайти с этой стороны, то увеличение свободного времени - это одно из важнейших направлений прогресса вообще, если понимать его как прогресс общества. Современники постоянно сводят прогресс к росту мегагерцев и гигабайт, но что толку в этих мегагерцах, если наша жизнь с каждым годом всё больше превращается в тюрьму? И понять, в каком месте прогресс перестаёт быть благом и начинает вредить, можно, в том числе, рассматривая и анализируя это самое понятие свободного времени.

Если ненадолго занырнуть в историю, то ещё буквально лет 100 назад у подавляющего большинства населения свободного времени практически не было; я несколько лет назад делал ролик, в котором бабушка рассказывает историю возникновения села, о жизни в 1911-м году - натуральное хозяйство в полный рост. Разделение труда и его производительность были такими низкими, что человек тратил большинство времени на само-обслуживание, и свободного времени у него было чуть - и то он всегда мог направить на более нужные занятия, необходимые для выживания. Нам сейчас сложно даже представить жизнь того времени, когда рабочая смена была по 14-18 часов, а у крестьянина и вообще, считай, круглосуточно и круглогодично.

Прогресс в 20-м веке привёл фактически к формированию такого понятия, как досуг, в широких массах населения; ранее его попросту не было. Как уже намекал выше, досуг <> безделье, поэтому свободное время потребовалось чем-то заполнить. Это привело к лавинообразному взлёту светской культуры в массах - ранее у крестьян и рабочих не было ни возможности, ни, главное, времени на чтение не то что классиков, а каких-нибудь детективов, не говоря уж о просмотре или тем более занятиях театром, балетом и прочим творчеством, ранее доступном исключительно знати. Часть 20-го века прогресс "железяк" шёл параллельно с прогрессом свободного времени; но с какого-то времени "всё сломалось". По моим оценкам, где-то в районе перехода Запада на чисто монетаристскую систему ценностей (отвязка мировой валюты от здравого смысла) начался процесс подмены досуга банальным материальным потреблением, которое вообще-то не про это. К нам эти процессы тоже просачивались через железный занавес, и уже поражённые перепрошивкой сознания на ориентацию на Запад советские обыватели также начали грезить не о саморазвитии, а о джинсах и автомобилях.

Подмену мало кто замечает, но недаром я заострил внимание на двух составляющих свободного времени - это не просто личное время, это ещё и возможности его наполнить, и без обеих составляющих досуг превращается в безделье, не приносящее ничего, кроме раздражения. Свободное время - важнейшая составляющая понятия " Свобода" вообще; невозможно быть свободным без свободного времени, это оксюморон. Понятие "свобода" ширше досуга, и это позволяет подменять смыслы и трубить о свободе там, где её по сути нет, о чём писал в первой части статьи - какая свобода есть у человека, который помирает на работе 11 месяцев в году ради месяца отпуска? Это какая-то рабская баланда получается.

Попробую пояснить. Либерал-монетаризм, до сих господствующий в современной "культуре", декларирует, что свободный человек - это тот, кто может себе позволить как можно больше материального потребления. Если вдуматься в написанное, то вам же тоже кажется, что это чушь? Да, возможность потребления - это тоже часть свободы, но свобода потреблять - это лишь малая часть свободы вообще. Да, псевдо-либералы стремятся как можно меньше работать и как можно больше потреблять, что в общем-то подразумевает и свободное время, что и позволяет им говорить о "стремлении к свободе", но на практике это не работает; об этом тоже было в прошлой части статьи.

Стремление как можно больше потреблять неизбежно вступает в конфликт со стремлением потреблять у кого-то ещё - ведь мы же за материальное потребление, верно? Через распространение копиразма "свободный рынок" монетизирует даже то, что ничего не стоит - копирование цифрового контента; так что потребление автоматически подразумевает конкуренцию с другими. Таким образом, свобода сводится к... богатству. А где-то мы это уже недавно встречали сегодня, верно? Как и в начале века, культурный досуг становятся прерогативой знати и прочих богатеньких буратин, а широкие народные массы погружаются обратно в борьбу за выживание.

Обращаю внимание на то, что для "либералов" свобода - это действительно именно богатство; этим объясняется социал-дарвинизм западенского населения, когда ценность жизни в Европе и Америке - высшая ценность, а где-нибудь в Ираке или Вьетнаме она ничего не стоит. Ведь если свобода - высшая ценность, то рабы менее ценны, чем свободные граждане, и, сталбыть, кого волнует чужое горе. Понимаю, что это идёт вразрез с декларируемым Европой христианством; потому всегда и предлагаю зрить в корень и смотреть на смыслы, а не на слова. Западный человек действительно верит в то, что Свобода - это свобода потреблять, а, значит, люди "где-то-там" менее свободны, и, значит, их жизнь менее ценна, и надо понимать, что и наши отечественные псевдо-либералы думают ровно так же. И всегда держите в голове, к чему они призывают и куда ведут стадо баранов всё общество.

Как кое-кто мог уже догадаться, проблема псевдо-либерального понимания Свободы в том, что оно по сути игнорирует понятие "свободное время", являющееся важнейшей составляющей единого целого. Ведь если понимать Свободу как возможность максимального потребления (что, в общем-то, в какой-то мере тоже свобода), то придётся тратить всё больше и больше времени на добывание средств для оплаты потребления, что, безусловно, приведёт к уменьшению свободного времени.

Как постоянно говорю, либерал-монетаризм одномерен, и сводит всё на свете к деньгам; и Свободу, как нетрудно видеть, тоже. Больше денег - больше свободы; меньше денег - меньше свободы. Но ведь это попросту неверно, если хоть немного поднять взгляд от корыта с отрубями, сиречь от одномерной линейки ценностей имени бабла.

У большинства из "свободных личностей" наверняка есть личное авто, которое даёт им довольно важную свободу - свободу комфортного перемещения. Теперь, в отличие от крестьянина начала 20-го века, у каждого есть реальная возможность вот прямо сейчас сесть и поехать к морю, на Алтай, на Байкал, кому куда хочется. Вам ведь хочется махнуть куда-нибудь? И возможности вроде как есть, да? А почему не едете?.. Думаю, все уже догадались, где тут собака порылась.

Несмотря на всю "свободу" граждан обывателей, глядящим на лапотных предков свысока (как и положено тру-либералам, для кого бедный человек немного не человек вовсе), у нас с каждым годом всё меньше и времени свободного времени, ради получения которого те самые предки потратили немало труда. То, что мы ездим на всё более навороченном авто, не добавляет нам ни минутки свободного времени, которое мы можем потратить на себя, а не на попытки заработать на новые диски к этому авто.

Наши предки хотя бы жили в не-противоречивой картине мира, где окружающая их не-свобода понималась ими как необходимость, которую надо преодолевать. Современные же офисные сидельцы погружаются в не-свободу, считая себя освобождающимися, и даже не осознавая, где их разводят. Глубоко внутри у каждого по-прежнему сидит крестьянская суть, которая подсказывает, что это, наоборот, путь в рабство, и в редкие минуты, когда человек вырывается из трясины масс-культуры и рекламы, это противоречие запросто ломает мозг; недаром я говорю, что надо ездить на отпуск не в тропики, а в дикие места типа Алтая или Байкала, чтобы проветрить мозги и тем самым примириться с самим собой. Там у "городских" натурально сносит крышу, и какое-то время после возвращения в человейники они ведут себя как нормальные люди. Хотя, конечно, это полу-меры - тут всю систему менять надо, и устранять обман псевдо-либералов из нашей жизни вообще.

Прогресс должен измеряться в основном не в мегагерцах, а в том самом свободном времени, которое он несёт с собой. Если новое авто быстрее и удобнее старого, но вдвое дороже, и сталбыть требует сокращения вашего свободного времени, то это никакой не прогресс, а ровно наоборот. Сложно для понимания, но уж постарайтесь.

И это, разумеется, никакой не даун-шифтинг, это другая система ценностей. Если для вас Свобода - это бабло, то попробуйте представить, что есть и другая точка зрения. Как-никак либерализм - он, в общем-то, когда-то был именно про это.

image Click to view


Несколько неожиданное видео приложу - вчера набрёл на канал "русского американца"; жаль, что уже несколько заброшенный.

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up