Про маркетинг и пиар

May 16, 2017 14:51

Продолжу тему препарирования методов пропаганды, по следам статьи " про пиар и уважение"; на сей раз рассмотрим экономическую составляющую пиара, маркетинг её фамилия. Про маркетинг в прошлом уже писал, но сегодня рассмотрим его не столько с экономической, сколько со смысловой точки зрения - по сути пиар и его экономическая ипостась, маркетинг, занимаются превращением Человечества в биомассу, и все считают, что это нормально. Не могу с этим согласиться; я вообще против тоталитаризЪма, присущего псевдо-либералам и современной "экономике" вообще; если начинать копаться в определениях, то быстро становится ясно, что на ворах шапка-то и горит - кто громче всех воет про ужасы ГУЛАГа, тот самый вертухай-то и есть.

Как и в прошлый раз, начнём с определения. Маркетинг - (от англ. marketing - в буквальном переводе с английского означает «действие на рынке», «рыночную деятельность») - это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.

В целом из определения не очень-то и понятно, при чём тут фашизм и истребление Человечества - но если начинать разбираться, то быстро становится ясно, кто где гадил. Маркетинг - это, на первый взгляд, безобидный базар-вокзал: "купи пэрсики, дарагой", и всё такое. Но уже на второй видно, что это не только процесс продажи готового товара, но также и создание товара, а также определение потребностей. "Либеральная" википедия забыла упомянуть о том, что важнейшей частью маркетинга является создание общественных потребностей, а вот это вообще всё в корне меняет.

Как часто говорю, современная "экономика" не является таковой, поскольку её цели - не удовлетворение потребностей общества (они выступают в роли топлива, а не цели экономики - это важно); а заработок денег и обогащение "экономических" субъектов, т.е. она является не экономикой, а хрематистикой; поэтому я обычно называю её экономиксом. И важнейшим механизмом функционирования данного симулякра под личиной "экономики" является именно препарируемый механизм, маркетинг.

Ещё раз уточню - всё в нашей жизни отталкивается от смыслов, сиречь главной цели деятельности; в экономиксе главный смысл - заработок денег, а это совсем не про удовлетворение каких-то там вонючих потребностей. Ваши потребности - это ваши проблемы, а целая "экономика" занимается рубкой бабла. Разница тут примерно как между воспитанием детей как Творцов и работорговлей - и там и там манная каша и прогулки на свежем возрасте, только смысл деятельности несколько разный.

Основная проблема маркетинга (как и его старшего брата, ПиаРа) - в не-уважении к окучиваемой биомассе, сиречь тоталитаризме. Простое информирование служит интересам информируемых ("отопление в доме №5 отключат 15-го мая"), пропаганда (о чём писал в прошлой статье) также где-то на донышке желает приобщить вас к каким-то ценностям и идеям, хотя тут уже возможны варианты; а вот маркетинг на 146% служит интересам самих маркетоидов и их хозяев; потому что целью "экономики" является не удовлетворение потребностей, а заработок бабла. Побеждает не тот, кто круче услужит, а тот, кто лучше обдерёт, отсюда и результаты деятельности.

Сделаю небольшое лирическое отступление. В общем и целом рынок это не всегда плохо - если не рассматривать "рыночную" "экономику", конечно. Рыночно-базарные отношения в традиционном обществе - это, если хотите, часть культурной жизни и метод общения между людьми. Традиционный человечий рынок отличается от "рыночного" экономикса двумя составляющими - во-первых, он занимается продажей, а не производством; а во-вторых, он основан на двустороннем общении, ты мне - я тебе. Как ни странно, но на традионном рынке прибыль это не главное - как уже упоминал выше, рынок это в некотором роде и культурная жизнь тоже, и за хороший торг и хороший разговор вполне можно урвать товар ниже себестоимости, а то и вовсе даром. Буквально пару месяцев назад поговорил с продавцом ларька и получил искомую батареечку даром, но это потому, что продавец был по совместительству владельцем ларька, и для него прибыль и работа не застилает глаза.

Традиционные рыночные (без кавычек) отношения основаны на человеческом общении, и подразумевают торг по определению; это до сих пор можно увидеть на восточных (среднеазиатских, китайских, индийских) рынках - там не считается зазорным вломить с ходу десятикратную цену и героически добиваться хотя бы 10% маржи. ;) Для людей с советской культурой в голове это выглядит дико - например, я торговаться не люблю, и просто пройду мимо подобных приколов, но если заморочиться, то можно сбить цену до более чем приемлемых значений, используя социальные навыки. Ещё раз уточню: традиционный рынок - он про людей и для людей; пусть это и не лучшая система хозяйствования (особенно рынки не любят форс-мажор), но по крайней мере она основана на двусотороннем человечьем общении.

С наступлением эры монетаризма суть любой деятельности изменилась на заработок денег; что автоматически привело к одномерности как культурной, так и хозяйственной деятельности общества - теперь мы делаем не то, что нужно, интересно и прикольно, а исходим исключительно из сиюминутной выгоды и зарабатываем бабло. Мало того, что это по сути свело понятия Добра и Зла к Выгоде; "рыночный" экономикс по сути устранил из хозяйствования обычные человеческие отношения. Вроде бы и "рынок", но мы уже не можем торговаться - цена определяется не "рынком", а маркетингом. Продавец товара уже не является его владельцем, и торговаться с ним бессмысленно - что ему сказали, то он и делает. И двустороннее общение сменилось на тоталитарное навязывание вам товара по заданной цене. Причём особый цинизм ситуации в том, что этот товар может быть вам и не нужен, просто альтернативы нет - ведь маркетинг не только на рынке, он и на производстве, и определяет все сферы "хозяйственной деятельности" - а по сути методики дойки лохов.

Рассмотрим анти-человеческую сущность маркетинга на примере одной из ключевых особенностей - "фичемании", то есть акцентированию внимания потенциальных покупателях на "фичах", вторичных особенностях товара, при замалчивании недостатков первичных функций. О том, что любая реклама суть полуправда, сиречь ложь, я уже ранее писал; проиллюстрирую. Любой сложный товар (а чем дальше в лес, тем товары всё сложнее и сложнее) обладает массой особенностей, каждую из которых можно акцентировать и "продавать" весь товар дороже. Это приводит к тому, что рекламные буклеты становятся перечнем "фич", то есть подобных особенностей, по которым потенциальным покупателям предлагается судить о товаре. При этом уходит внимание с основных параметров товара. Например, при продаже авто с точки зрения маркетинга куда важнее выть о стеклоподъёмниках и "интеллектуальной" магнитоле, чем о ресурсе блока цилиндров, что и приводит к известной любому продвинутому автомобилисту проблеме - авто становятся всё менее и менее надёжными и прочными; чем больше свистелок, тем меньше в машине собственно машины. В меньшей степени это касается электроники - там всё ещё идёт настоящий прогресс, но и там отвлечение внимания на "фичи" приводит к тому, что итоговый товар зачастую является совсем не тем, о чём мечталось - мы-то думаем, что "ну это же очевидно, камера для того, чтобы снимать"; а про это в рекламе не было; покупали мегапиксели и "интеллектуальные" режимы, теперь нечего страдать.

Ещё раз сформулирую сути статьи: основная проблема маркетинга в том, что он игнорирует интересы покупателя и через это - всего Общества. По сути он противопоставляет частные интересы собственного владельца и интересы остального Человечества. Заставляя людей покупать то, что они не очень-то и хотели купить (ещё и заплатив при этом за все телодвижения по маркетингу), маркетоиды (в основном - их владельцы) по сути не уважают своих покупателей, Общество, а по сути и всё Человечество в целом.

В идеальном мире не должно быть агрессивного маркетинга - люди покупают то, что хотят сами, а экономика (без кавычек) подстраивается под их нужды. Это тоже своего рода маркетинг - хотя по-русски это лучше назвать "система распределения", дабы не пачкать язык фашистской пропагандой; вот тут описывал разницу. Вся суть - в смысле деятельности; если первичны потребности граждан, тогда мы занимаемся планированием и распределением; а если бабло понад усе, то тогда не обойтись без тоталитаризма, навязывания Человечеству ненужного барахла, и в итоге расчеловечивания биомассы в целом.

Всё от "либеральных" ценностей, увы. Пока интересы отдельных личностей (а точнее - финансовый интерес) превыше остальных ценностей и смыслов, только так оно и будет продолжаться - безобидные на первый взгляд вещи будут зверить и скотинить целые цивилизации. И от "борьбы с коррупцией" ничего не изменится; маркетинг и есть, считайте, коррупция, обслуживание интересов мутных пельменей в ущерб всему остальному Человечеству. И замена Путена на Навального, Ахеджакову, Укупника также ничего в глобальном смысле не изменит - да, кому-то точно станет лучше, но все остальные так и будут прозябать в грязи. Потому что такова система мирового капитализма, увы. Тут всю систему менять надо. (с)

>>> Про тотальность маркетинга >>>

экономика, терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up