В защиту No man's sky - игрушечное

Jan 08, 2017 22:43

Который день уже болею, и поэтому погряз в теме, про которую обычно не пишу вовсе - поэтому тем, кому не интересны около-компутерно-игрушечные темы, статью можно смело пропускать.

Про "космические" игрушки
Сперва не обойдусь без обобщений, обличений и нравоучений. Темой космоса интересуюсь давно (как, наверное, и каждый советский человек); и также немного интересуюсь этой темой в компутерной области. Правда, я не созерцатель, а практик, такшта астрономическая тема почти не интересна, а вот "симуляторы", где можно как бы взаправду потрогать космос за всякое, иногда вызывают интерес. И на эту тему хочется сказать, что в подавляющем большинстве случаев это никакие не симуляторы, а банальная космическая фантазя - вместо драконов звездолёты, вместо мечей бластеры, а так всё то же самое. Возможно, где-то есть что-то более серьёзное, но я не видал и близко ничего похожего на реальный космос, увы.

Больше всего напрягает то, что образование у нас деградирует, а подобные "космо-симы" наоборот, прут как на буфет, и, подозреваю, что у будущих поколений впечатление о космосе будет основано на "Звёздных войнах" и "Стартреке", а не на реальных планетках и АМС - особенно, при нашем-то современном "прогрессе" в этой области. Безусловно, игрушки несут свою долю культурного окормления масс, и в этой области всё плохо - никакой связи с реальностью, даже космической, тут, увы, нет. Есть у меня идея разработать игру на тему реального освоения космоса, когда у игреца есть минимальная промышленная база, более-менее реальная добыча космических ресурсов, и чтобы из всего этого как-то попробовать создать космическую империю. Пусть с долей упрощения и сокращения времени, но чтобы физика и химия были реальными, а не "игрушечными"; таким образом, возможно, удастся донести до людей, зачем нам нужен космос. Но там нужны познания в физике и химии за гранью моей квалификации - а, главное, нет никакой уверенности, что людям будет это интересно.

Одной из самых продуманных космических "вселенных" является Eve Online, в которую несколько раз начинал "летать", да завода хватало ненадолго. Это, конечно, самая настоящая космо-фантазя, но всё же там есть очень много всякого, и главное - это онлайн, то есть общение и кому-то-нужность. Заменитель реальности, как и любая компутерная игра - даже сленг у неё очень специфический, непонятный не-посвящённым: "На гейте хурик в бубле, в агре". Так-то всё это преодолимо, но игра чересчур хардкорна - расслабленность буквально на пару минут может стоить вам заработанного за несколько дней или даже недель; онлайн же не поставишь на паузу; в дверь позвонили и всё, виртуальная голова в тумбочке. Это приводит к тому, что игра натурально про деньги - на её примере можно показывать принципы работы рыночной экономики. Есть, конечно, некоторая доля политики (там, где много народу, без этого не обойтись), но значительная часть деятельности там - банальный заработок бабла; иногда складывается впечатление, что если бы игрецам дали кнопку "получить бабло", они бы её жмакали по кулдауну, бросив всё остальное - это уже не игра получается, а какая-то работа. Всё "как в жизни". :)

Сейчас разрабатывается ещё один космо-сим "Стар Ситизен" (Гражданин звёзд или что-то вроде того); проект вроде бы многообещающий, но тянут его уже очень долго, параллельно мутят какие-то пострелушки типа CS. Тут я даже скачал игру (альфа-версия пока), так на моём компе оно загружается 10-15 минут и в ангаре 5-10 fps, это в пустых коридорах-то. Да, родион 280 уже под-устарел, но берега-то надо знать. Может, ещё завезут оптимизацию, альфа же, но пока что - мимо.

Собстно подбираемся к теме статьи, но ещё пока не пришли. :) Перед субжем нельзя не упомянуть про недавно вышедший "космический майнкрафт" - игрушку Astroneer. Это тоже космо-фентезя, но это и не скрывается - всё сделано в показно-мультяшном виде; есть элементы выживалки, но в основном это всё же песочница - делай, что хочешь. Особенность геймплея в том, что доступна не только базовая планета, но и несколько других, серьёзно отличающихся по обстановке; попасть туда можно не сразу, надо сперва построить космолёт, но это не так уж и сложно. Первые несколько часов игра вызывает подлинный восторг, но потом все "науки" изучаются, все базы строятся, и, собстно, всё - начинается Майнкрафт, бессмысленный и беспощадный. Есть несколько дисбалансирующих штук-дрюк (навроде торговой станции), которые коренным образом сокращают время развития и упрощают и без того несложный геймплей - возможно, когда-нибудь в отдалённом светлом будущем дисбалансы подрихтуют, добавят "наук", строений и возможностей, и это будет бомба. Пока что - только заготовка для неё, увы. Но эта игрушка навела меня на героя статьи - No man's sky.

Про No Man's Sky

Игра No Man's Sky (сокращённо NMS) запомнилась в игровой индустрии как самый громкий провал года, поэтому я за ней не следил, не особо интересовался, и за развития перипетий вокруг неё прошли мимо; я, на самом деле, не сказать чтобы такой уж игроман :)) - так, слышал краем уха. Суть скандала вокруг NMS заключается в заведомо задранных при помощи маркетинга ожиданиях вокруг игры, и несоответствие результата заявленному ранее (то есть опять же - ошибки маркетинга). Инди-разработчики замахнулись сразу на всё и сразу, и в итоге выкатили сырой продукт, причём по конскому ценнику - в Стиме игра после всех провалов и проклятий игрового сообщества до сих пор стоит... 1999р, т.е. больше $30, вчетверо больше того же Astroneer, обласканного критиками; видимо, с маркетингом там всё действительно плохо, и ничему жизнь компанию не учит.

Мне игрушка досталась со скидкой (что-то вроде $20), и я не без доли здорового скептицизма принялся её изучать. Это точно такая же фантазя, что и все остальные "космо-симы", но есть где развернуться. Космос тут, как ни странно, рудиментарен - проработан лучше, чем в Astroneer, но сравнивать с Евой даже не смешно. А вот планетки да, разнообразные, и такие, и сякие, и ресурсов целая куча, и всё такое прочее.

Большинство претензий игрецов после релиза выражались в вопросе "зачем всё это?" (прямо-таки философами все стали :)) ). Действительно, игра предлагает миллиарды планет и звёздных систем (и тут я даже не преувеличиваю), на которых можно добывать то и сё - и зачем?.. Оригинальная версия ответа на этот вопрос не давала - просто копайте и добывайте ресурсы, а цель - она для "песочницы" и не нужна. Но заявлена-то была не "песочница", а игра про исследование космоса - и в чём смысл его исследования, если одно от другого отличается только цветом пуговиц?

В декабре 2016-го, через 4 месяца после релиза, вышло обновление Foundation Update, которое существенно обновило игру в смысловой сути, добавив строительство планетарной базы, несколько игровых режимов, и много прочих приятных мелочей. Также, видимо, были поправлены многие ошибки, на которые жаловались игрецы после релиза - у меня вылет с ошибкой случился только раз, причём, возможно, по вине "железа" - мой Phenom720+родион280 тянут игру с трудом на минимальных настройках. Так что многие причины для после-релизного вайна устранены; но для восстановления репутации нужны ещё какие-то меры, и ещё не факт, что они помогут.

Что же мы имеем в игре? Бескрайний космос, куча планет (и лун), и ресурсы-ресурсы-ресурсы. :) Все они нужны для чего-то, и как минимум несколько дней игрового процесса есть до достижения вопроса "а что дальше" - игрецу дают задания не только наймиты неведомого Атласа, но и собственные рабочие - подай-принеси то или сё, научу ништякам. Собственную базу можно отстраивать до бесконечности, и на ней выращивать всякую ботву. Крафт продуман не на уровне Евы, вестимо, но тоже вполне так разветвлён - даже банальное варп-топливо делается в 4 этапа. Апгрейды костюма, звездолёта и мультитула, изучение иностранных языков - в общем, в игре есть чем заняться. Однако всё равно возникает вопрос "а зачем всё это" - как-то всё просто и ненапряжно, лети туда, лети сюда; полная свобода развращает. (с)

И как-то меня дёрнул чёрт посмотреть, что такое есть режим "Выживание" в NMS. Первое время была мысль "вы это серьёзно?", но потом понял - это и есть NMS здорового человека (раньше такое говорили про Astroneer). :))) Из весёленькой игрушки про изучение миллиардов никому не нужных планет брюки превращаются в хардкорный сурвайвайл, сиречь выживалку в "космических" условиях. Да, это всё равно остаётся фентезя, но теперь в ней появляется смысл - выжить. :)) Изучать планетки в обычном режиме легко и ненапряжно, и поэтому чертовски скучно; здесь же от изучения особенностей планет зависит собственная трижды никому не нужная жизнь. Неизбежные смерти тут не означают гейм-овер, но присутствует фулл-дроп с поломкой инвентаря - расслабона не предвидится. Хорошо, хоть тут нет нужды в еде - стоять в безопасном месте можно до бесконечности; но любое движение вне баз и строений расходует систему жизнедеятельности, и тут уже подумаешь, бежать, прыгать или лучше пешочком; и вообще, надо ли нам куда-то.

Конечно, и тут не без условностей и упрощений (фентезя же), но даже самый первый "квест" - добраться до собственного звездолёта - вызовет баттхерт у многих опытных игрецов в NMS; после "обычного" режима "выживалка" вызывает ощущение "нас обманули, так быть не может". Приходится, собственно, изучать игру и планету на порядок больше, чем в "обычном" режиме; отсиживаться в пещерах во время дня или ночи, вычислять расписание бурь; различать травоядных и хищников на большом расстоянии; сканер как рабочий инструмент, и т.д. и т.п. Значительная часть планет для "выживания" просто не подходит в начале игры; однако они наверняка научат некоторым игровым фишкам. Также будут моменты (особенно в самом начале), когда будет казаться, что выхода нет, но потом что-то придумаете, и в этом есть свой кайф. ;)

Несмотря на весь негативный шлейф вокруг игры, давно не встречал такой цельной игро-вселенной; да, фентезийность, да, виртуальность и тайм-киллер, но - интересно и имхо полезно для ума. Главное, конечно, разделять виртуальность и реальность.

Плоха ли игра - однозначно, нет. Плохо, когда врут и называют одно другим.



Моя прелесссть. :))

игры

Previous post Next post
Up