Продолжу ковыряться в высоких и далёких материях. Сегодня тема сложная и неоднозначная - не претендую на истину; всё, написанное в моём журнальчике, сплошная
имхА; тем не менее, данную тему обдумываю давно, много лет, и каких-либо серьёзных противоречий в ней не замечал.
(
Read more... )
"Сумма знаний человека" - это эрудиция, а вот "Умение пользоваться знаниями и строить свои собственные умозаключения на их основе" - это и есть интеллект, как его обычно понимают.
Мудрость - понятие более глубокое и связано со способностью соотносить действия с жизненными ценностями.
"Мудрость - - в философии нечто большее, чем интеллектуальная развитость, обладание обширным знанием или же компетентность эксперта. Это способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством, призванием и назначением человека , с духовно-нравственными основами его мысли и жизни; это также искусство жить согласно обретенному смыслу ."
http://slovarslov.ru/slovar/fil/m/mudrost.html
"Мудрость - одна из семи человеческих добродетелей в православном смысле, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства, знание добра и зла." http://www.skudelnica.ru/mudrost/#sthash.fjMR04CY.dpuf
"Мудрость - (слав. - живой) - глубина ума, основанного на понимании главных, важных, исходных и конечных смыслов и ценностей жизни, умении различать добро и зло, истинное от ложного. Достичь ее простым познанием и многознанием нельзя" (там же).
Грубо говоря, мудрость нужна, чтобы выбрать цель, интеллект - для построения алгоритма достижения цели, эрудиция обеспечивает информационные ресурсы для построения алгоритма.
Reply
Reply
Как упоротый технарь, я привык, что каждый термин имеет только одно значение и никакие два термина не могут означать одно и то же. Кроме того, термины должны образовывать систему, в которой они дополняют друг друга.
вот определение интеллекта из психологического словаря:
"интеллект
… индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач. (…)"
Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
http://psychology.academic.ru/814/интеллект
Как видим, речь идет об эффективном использовании знаний в процессе жизнедеятельности. Для чего? Для решения проблем и овладения новым кругом жизненных задач?
Что такое проблема? Это расхождение существующего положения с желаемым (целевым). Соответсвенно, для решения проблемы необходимо решать некоторый круг задач.
А вот чем определяется цель? Тут одного интеллекта мало. Нужна мудрость
Reply
Reply
Я просто хочу обратить ваше внимание на то, что в описываемой модели не хватает способности к целеполаганию, связанной с выработкой мировоззрения и ценностных ориентаций,то есть воспитанием.
Конечно в компьютерных играх цели заданы изначально и игрок может только их принять или отказаться играть. Но в жизни совсем не так.
Кстати, отсутствие такой способности как раз характеризунет отличие искусственного интеллекта от человеческого.
Reply
Целеполагание как раз есть - как минимум принять усечённое определение интеллекта лишь одной из многих характеристик "успешности", и перестать говорить одно, а подразумевать совсем другое.
Reply
Leave a comment