Про народную культуру и повседневность

Jun 05, 2015 16:38

Статья-размышление о месте народной культуры в нашей жизни. Хотя постоянно про это говорю, сегодня немного проедусь по современному фольклорному движению - так, в основном любя, и тем не менее. :) Но тема далеко не ограничивается одними фольклористами, вестимо.

Предисловие
Начну, как обычно, издалека. Постоянно твержу о необходимости изучения (и уважения!) истории - и своей собственной, и вообще, если хотите, Человечества в целом. Например, все обличения Запада в агрессивности России нивелируются курсом истории за 5-й класс, где описываются колониальные ужОсы "цивилизованных", в которых они никогда не каялись и не собирались этого делать. Про необходимость собственной истории и вовсе всё понятно - практически на наших глазах в бывшей Украине из общества городится какая-то новая сущность, основанная в первую очередь на отрицании общности с Россией.

Регулярно пишу о месте культуры в нашей жизни. В первой части своих видео-"лекций" показывал, что в обществе начисто перепутаны понятия "культура" и "искусство", и между ними потеряна связь; поэтому, когда кто-то - включая Министров всея Культуры - говорит за культуру, надо ещё разобраться, что они имеют в виду; с большой вероятностью это будет очередной театр или какое другое развлекательное мероприятие для быдла. И сегодня хотелось бы поговорить о народной культуре в повседневной жизни, то есть в буквальном смысле культуры.

Некоторые обращают внимание на женщин в хиджабах на улицах городов - даже у нас в Академе появились такие. Лично я не вижу в этом ничего плохого - потому что женщин в сарафанах вижу на несколько порядков чаще; в таком разрезе никакой опасности хиджаб или даже чадра не несёт - они опасны только при отсутствии собственного базиса. Но прекрасно понимаю, что сарафаны я вижу потому, что кручусь возле строго определённой тусовки - упомянутого выше фольклорного движения; а простой советский гражданин их не видит, и для него чадра, хиджабы и мечети - наступление мракобесия. Хотя на мой взгляд, это естественная тяга к собственным традициям - пусть и не к нашим; и, если идти по русскому, а не по европейскому пути, то надо не запрещать, а восстанавливать собственное. Чем, собственно, и занимаемся.

Для многих современников все эти тётки в сарафанах и мужики в картузах суть такое же мракобесие - но это всё от того же неверного понимания сути культуры. Во-первых, в большинстве своём массы под "народной культурой" понимают марсиан, которые крайне неумело мимикрируют под коренное население Земли - в общем, налицо подмена понятий. А во-вторых, сама суть фольклорного движения - в распространении именно культуры, а не искусства; то есть передача традиционных ценностей непосредственно от человека человеку - это попытка в городских условиях восстановить практически утраченное в деревнях. В этом - основное отличие этого движения от разного рода "суб-культур" и прочей ахинеи.

Фольклористы не просто исполняют песенки и танцы - они буквально живут в народной культуре, и это не преувеличение. С этим не всё так уж гладко и сусально, но тем не менее - в отличие от деятелей искусства, которые говорят одно, а делают совсем другое (см. Михалков и прочая), для фольклористов песни, танцы и костюмы - части единой системы; системы ценностей, если хотите. Для "марсиан" нормально напялить на себя шутовской колпак и петь авторские песни разной степени бессмысленности - но с точки зрения народной культуры как системы всё это - аццкая ахинея. Псевдно-народность имени Бабкиной можно с натяжкой назвать искусством (ну, кому и кобыла невеста), но культурой не назвать никак, ибо культура - это всё же система, с определёнными ценностями, которые нарушать нельзя. Не сценическое исполнение в определённом формате, но именно с проекцией на повседневность. Поют ли "марсиане" свои песни на днях рождения, влияют ли они на их повседневную жизнь вне сцены или вокальной студии? Вот обо что гутарю.

У фольклористов тоже не всё гладко - в частности, уже сформировался целый класс профессиональных фольклористов, которые монетизируют своё хобби, и в некотором роде наживаются на коллегах; но вот чего у них не отнять, так это погружённость в культуру - в отличие от обычных бизнесменов "купи-продай", профи от фольклора реально горят народной культурой, и занимаются "бизнесом" не только ради денег. Хотя, конечно, подобные вещи в культуре не очень радуют - это всё-таки путь от культуры в сторону искусства, то есть к смещению смыслов - дело не ради себя, но ради заработка. В области материальной культуры проблем особо нет, но ведь умудряются и не-материальное монетизировать... Ну, это отдельная тема. Собственно, на этом переходим к сути статьи.

Про народную культуру как реконструкцию
Одной из центральных проблем фольклорного движения - и вообще движения за возрождение народной культуры - считаю направленность на реконструкцию культуры, но не на интеграцию её в современность. Выражаясь простыми словами, возрождают "Россию образца начала 20 века" - что, по большому счёту, не так уж и плохо, только с реальностью не стыкуется. Это всё равно, что восстанавливать СССР образца 1939-го года - с штанами-галифе и патефонами. В плане культуры - занятие интересное, но вот только воздействие на реальные процессы в обществе - минимальное.

Реконструкторы - люди, занимающиеся восстановлением определённых исторических событий; как пишет википедия, Историческая реконструкция - воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Насколько я могу судить, люди там тоже увлекаются своим делом всерьёз и не за деньги, но ради погружения в определённую культуру - потому что при восстановлении исторических событий мало напялить на себя костюм, надо изучить массу сопутствующих документов и научиться делать всякое разное.

У фольклористов погружение в эпоху, возможно, менее глубокое (вряд ли кому из них интересно, какими гвоздями подбивали сапоги или какими ремешками подвешивали кисеты), зато значительно более широкое - потому что охватывает не только одно событие или один период; именно потому, что восстанавливается не событие, а повседневность. Но тем не менее уши реконструкции отчётливо торчат - старательно восстанавливается определённый период, и выпадение из него фактически классифицируется как и анахронизм у реконструкторов - то есть как моветон; навроде использования пищали в Первую Мировую или наоборот, автоматического оружия в походах Ермака.

Тогда как народная культура, на мой взгляд, это не культура России-которую-мы-потеряли, а именно что культура народа. Вообще, на мой предвзятый взгляд, подобный "реконструкторский" подход к культуре ведёт к нарушению неразрывности традиции (очевидным образом выкашивается советский период), что, в свою очередь, как ни странно, ведёт к предпосылкам Майдана. Хотя, безусловно, большинство фольклористов являются патриотами, напомню, что на Украине наибольшую проблему представляют как раз "патриоты", которые свой патриотизм понимают несколько специфически. Не провожу тут аналогий, но там удалось внедрить в голову мысль, что отделение Украины от России это нормально - и всё, и теперь ватоколорады воспринимаются как нелюдь; что мешает вбросить какой-нибудь подходящий аналог в среду русских патриотов? Ну, это сильно глубокая закладка, речь сегодня не про это.

Основная проблема "реконструкторского" подхода в том, что он отрицает будущее, отрицает развитие - наилучшими образцами являются исторические древности, а современность - это так, поделушки. С музейной точки зрения это хорошо, и даже с культурной это также можно принять и приветствовать, но, очевидно, повседневностью такая культура не станет уже никогда - потому что пытаться реконструировать Россию образца 1910-го года в 2015-м - ну, вы поняли. Даже 1990-й уже восстановить не выйдет, и 1937-й - тоже. Это - путь в сторону искусства: "вот, как мы можем", но от культуры: "делай как я". На эту тему я уже немного высказывался в статье про сектанство в фольклоре.

При этом не стоит также бросаться в крайности и отрицать народную культуру в пользу рэпа или гангнамстайла; в отличие от всей телевизионной ахинеи, народная культура - это культура, а не искусство, и альтернативы ей просто нет. Нужно думать, как её продвинуть в современность - не на уровне восстановления сусального лубка, но именно как повседневной нормы. Не в телевизоре, но как естественного образа жизни человека. Да, в мегаполисе её не восстановить никоим образом - значит, надо уходить от мегаполисов обратно в деревни, но только уже на новом уровне, не к сохе и лопате, а к эко-поселениям, и всё такое прочее... Пока что это выглядит прожектёрством, но если не ставить себе цели, то никогда никуда и не придём, так и будем тащиться за "всем_миром", как барашки.

Реконструкция народной культуры - нужна, хотя бы в музейных целях; но в музее пахнет мертвечиной нафталином, а надо жить и двигаться дальше; но без опоры на прошлое не будет и достойного будущего. Вот такая вот замудрённая загогулина получается. Если мы хотим оставаться русскими, мы как минимум должны знать, что это такое, быть русским, ну и, как максимум, поступать в традициях предков - но уже на свой лад. То есть - понять и принять народную культуру как свою собственную, не только в виде песенок и танцев, но в основном в виде системы ценностей и взгляда на жизнь.

Именно поэтому взираю на попытки скрестить ужа с ежом, народной и современной "культуры", в основном весьма скептически; именно потому, что у современной "культуры" не совпадают ценности и взгляды, она - ради бабла, и этим всё сказано. Когда пытаешься народную (без кавычек) культуру занести в рамки того, что нонче понимается "культурой", приходится подстраивается под "общепринятые" нормы, которые, как уже говорил, не учитывают нормы русской культуры - сооцно происходит искажение основ и в итоге получается всё тот же "марсианский" лубок, а никакая не народная культура... Поэтому тут всю систему менять надо. (с)

И при возрождении культуры надо смотреть не столько назад (хотя и это тоже крайне важно), сколько вперёд - какое место она займёт в обществе. Иначе так и будем толочься на уровне какой-то полу-сектансткой реконструкции, при всём моём уважении к фольклорному движению. Нужно не просто примешивать к современной "хультуре" что-то народное, а развивать русскую культуру - ту самую, крестьянскую, и не только - до уровня, когда она станет интересной всем. Да, под прессом "хультуры" это сделать сложно, но, надеюсь, в условиях санкционных войн с Западом уже и до коней дойдёт, чем грозят все эти рэпы и джазы головному мозгу русского человека.

image Click to view


Как вариант. :) Хотя это тоже - перепевка народной песни 1960-х годов.

терминология, размышления, культура, фольклор, история

Previous post Next post
Up