Хоть я не историк, не музыковед и прочая, но сегодня хотелось бы поговорить про эволюцию понятий "культура" и "искусство" в нашей стране - в морально-ценностном плане, как обычно.
Изначально в стране была одна культура - простонародная; религиозная культура была фактически частью простонародной культуры, хотя и держалась несколько особняком. Какой-то особой элитарной культуры до 17-го века практически не существовало (хотя спецы могут поправить) - культура знати была по сути продолжением простонародной и ей не противоречила. Есть у нас в стране такой ансамбль -
Сирин - занимается древней музыкой, расшифровывает
крюковые записи; можете послушать примеры (заглавная песня
сериала "Раскол" - как раз они). Вот примерно так, наверное, выглядела и звучала элитарная музыка века эдак 16-го.
При этом простонародная культура тогда (и местами - до сих пор) является основой мироощущения населения. Я много писал
про культурный базис - он берётся именно отсюда, из народной культуры; ибо никакой другой не было. Все наши соборности, коллективизмы, патриотизмы - родом оттуда. Про основы народной культуры также
писал. По сути народная культура, при всей своей примитивности (см.
определение), определяла ценности всего народа, и не позволяла ему рассыпаться на мелкие суб-этносы; эдакая цементирующая общество
культура простого человека.
И вот при Петре-1 под самосознание всего народа в целом была заложена бомба - в виде насильной европеизации элиты. В том же упомянутом сериале "Раскол" в одной из последних серий был показан царь
Фёдор III, предшественник Петра, в русской рубахе - до Петра знати (даже царям) не пришло бы в голову отделять себя от народа. С момента Петровских реформ появился императив - знать должна выглядеть по-европейски и мыслить по-европейски; это, с одной стороны, помогло победить тогдашнюю сверхдержаву Швецию, но, с другой стороны, икается нам до сих пор в виде русофобии собственной элиты; не в виде ненависти (фобия - это, в общем-то, боязнь) - в виде не-уважения. В прошлой статье
про кино-диверсии упоминал, что Голливуд не уважает ничего, кроме собственных интересов - ровно так же действует отечественная элита в собственной стране, о чём неоднократно
писал.
Нет уважения к народной культуре, как к основе миропонимания народа - а через это и к простому человеку уважения нет, и ко всему народу.
По сути Пётр-1 был первым большевиком культурным революционером - он принялся перепрошивать культуру элиты и заменять её европейской. Скорее всего, действовал он из благих побуждений, но культура дело особое, это вам не Швецию побеждать; в итоге вместо взаимопроникновения русской и европейской культуры случилось перерождение элитарной культуры в особую сущность, и её отрыв от простонародной, в самых своих основах. И речь тут даже не про стремление элиты говорить на европейских языках (хотя даже сегодня за такое люди друг в друга из Градов стреляют), а про категорически различный подход к культуре низов и верхов.
Низовая народная культура обладает важнейшим свойством самовопроизводства - где русский человек, там и русская культура. Это я сейчас говорю про носителей культуры, который к нонешнему моменту осталось крайне мало - но буквально лет 50-60 лет назад большинство населения так и было носителями этой культуры. Как постоянно говорю, культура - это повседневность, и простонародный подход в этом плане также прост: "Где стоишь, там и поле Куликово", то есть если культуры нет, то мы её туда принесём, ибо мы так видим мир.
Элитарная же русская культура попала в ловушку европеизации - она должна соответствовать европейским стандартам (знакомые слова :)), то есть опираться на простонародную культуру не может. Так как Россия всё же строила империю, а не полностью обезьянничала за Западом, то пришлось строить новую культуру на основе европейской, с колоритом а-ля-рюс. С одной стороны, это впоследствии привело к Золотому веку - к
синергии, взаимопроникновению культур европейской и русской; его можно считать пиком русского искусства. Но, как нетрудно видеть, я использую другое слово - культура не равно искусство - то, что построили русские классики, сложно назвать русской культурой; искусство - да, культура - нет. Разница - в том самом методе воспроизводства.
Как писал выше, простонародная культура воспроизводит себя сама; каждый человек - носитель культуры. В элитарной культуре, в силу её искусственного происхождения, подобный подход не сработал и не работает до сих пор - она нуждается в культурных деятелях, которые должны распространять культуру. А это приводит к тому, что из носителя культуры элита превратилась в её потребителя; знакомая по развалу СССР транформация из производственника в потребителя;
вся культура переродилась. "Простой" дворянин не мог считаться носителем элитарной культуры - поскольку и стишки у него получались не очень, и играть на скрипке, наверняка, мог не так благостно, как профи "от культур"; через это и в голове начиналась мешанина смыслов. В лучших домах искусству уделялось особое внимание и дворяне таки превращались в носителей культуры, но из обязательного и неотъемлемого элемента жизни культура потихонечку стала мигрировать в сторону статусного развлечения.
Затем наступил черёд
культурно-ценностных перепрошивок 20-го века. Старые ценности разрушили, пришлось строить что-то новое - и большевики пошли дорогой Петра-1, с предсказуемым итогом; практически так же с нуля начала городиться советская культура, ставшая культурой "элиты" общества - рабочего класса, у которого ранее особой культуры-то и не было, да и самого этого класса тоже толком как-то не того. Крестьянство до поры жило в старой простонародной культуре - но, в отличие от петровских времён, процессы коллективизации и индустриализации привели к катастрофическому уменьшению крестьянства по отношению к "элите". В итоге советская, городская, рабочая культура стала полностью превалировать над простонародно-крестьянской - и с распространением СМИ её практически полностью вытеснила.
Несмотря на то, что я считаю советскую культуру неотъемлемой частью русской культуры, всё же в неё заключена масса опасностей. От примитивизации культуры - специалисты по народной культуре начинают биться в припадках при упоминании о советских композиторах, упростивших массовую культуру донельзя - до всё того же перерождения населения из производителей в потребителей. Хотя она изначально была предназначена именно для масс, массы не могли её толком воспроизводить, и нуждались в культ-работниках для её воспроизводства. Соответственно произошла в определённом плане деградация личности в целом - люди в массе своей отказались от культурных функций, делегировав их специально обученным людям. В итоге получилась опасная зависимость масс народа от узкого круга "творцов".
Здесь не стоит впадать в обличения кровавых большевиков - подобные процессы прошли по всему миру, причём намного раньше, чем в СССР; например, у такого высококультурного народа, как англичане, не сохранилось народного костюма. Вообще. Да, он у них выродился в современный деловой костюм, но ведь это же та самая элитарная "культура", а куда делся костюм простолюдинов? У нас в дальних деревнях он у каждой бабки в сундуке лежит, а там всё, пэрэмога.
На мой взгляд, окончательно добил народную культуру суррогат простонародной культуры, который каждый знает по имени "русские народные песни и танцы". Никакие они не русские и тем более не народные - это просто бред определённых творцов, фантазии на тему "а как мы видим русский народ"; причём, как правило, об этом народе у этих "творцов" нет ни малейшего понятия; как их научили, так и видят. Не знаю, чем руководствовались создатели данного мега-стиля, но по сути он отсёк массы от понимания собственной культуры - даже если душа просит обратиться к корням, скорее всего наткнётесь на эту обманку и вместо корней приобщитесь к "элитарному искусству", произведённому и воспроизведённому культ-работниками. А это в корне не про то.
Культура - это повседневность. "Русско-народная культура" - это не повседневность, это сцена; она категорически отторгается этой самой повседневностью. Фольклористы в последнее время называют это "
марсианщиной" - настолько она инородна буквально всему в нашей жизни. Она, как правило, ещё примитивней обычной советской масс-культуры, и при этом не имеет под собой никакого культурного базиса, который является основой простонародной культуры; в настоящей культуре всё не просто так, а для чего-то; в массовой культуре главное - развлечение, поэтому она построена на принципиально других началах.
И тут переходим к последней перепрошивке общества - перестроечному угару приобщения к "общечеловеческой культуре". Неоднократно писал, что вместо того, чтобы обратиться к классике мировой культуры (которая, надо сказать, и при Советах-то была не в загоне), мы сами на себя вылили ушаты помоев в виде обращения к самым броским и самым при этом низкопробным образцам мировой масс-культуры.
Скорее всего, причиной подобного было относительно традиционное понимание культуры и искусства в советском обществе, несмотря на все сотни лет европеизации; в культуре, даже в "русско-народной", были заложены определённые смыслы; она была пусть и не броской и простенькой, но направленной на воспитание людей в определённом ключе. Про это постоянно пишу: у культуры должна быть образовательная функция, донесение определённых смыслов, чтобы называться культурой, иначе это - цирк и балаган. А вот на Западе к культуре уже давно отношение принципиально другое - как постоянно говорю,
идеологией Запада является распространение власти денег, и именно деньги там являются
наивысшей ценностью; соответственно и культура там другая, направленная на заработок денег, а не на какие-то там совковые смыслы.
Соответственно, с точки зрения русской культуры - как простонародной, так и не очень - западная масс-культура выглядит в основе своём как Содом и Гоморра; ибо это не культура, а скорее как раз анти-культура; образчик поведения, как делать не надо. Культура же наоборот, учит и воспитывает.
И тут не стоит демонизировать Запад и противопоставлять ему российскую культуру - годика с 1991-го, а то и раньше, мы по сути доблестно обезьяним за Западом, воспринимая его "общечеловеческую" культуру за норму - совершенно естественно и типа "а как по-другому". Через это лично я считаю необходимым скорейшее введение
цензуры - не столько государственной (хотя и без НКВД уже не обойтись), сколько на уровне культурных деятелей, которые ещё не переродились в непотребство; такие, думаю, ещё остались. "Культура" развлечения противоречит основам обычной, нормальной, человеческой культуры - тем же классикам литературы и музыки - поэтому её придётся, конечно, почикать в любом случае.
Но, как и поётся в
Интернационале, мало старый мир разрушить, куда важнее построить наш, новый мир. Для этого необходимо вернуть в народ понимание сущности культуры, и каким-то образом переделать людей из потребителей обратно в производственников, чтобы для них слово "культура" не ассоциировалось с театрами и симфоническими оркестрами, а пришло понимание собственной важности для этой самой культуры. Необходимо переосмыслить отношение и к культурным работникам в целом - с петровских времён они были для элиты некими носителями истины, образцом для подражания - но с точки зрения народной культуры они были в общем-то обычными ремесленниками, пусть и выдающимися. Без контроля со стороны общества творцы вырождаются - поди возрази такому, он же Маэстро... С точки зрения крестьянства проблемы-то толком нет - дал такому маэстру по ушам за косяки, но нет - будем рукоплескать и дарить цветы, даже когда они занимаются откровенным вредительством, как михалковы да звягинцевы. Не говоря уж за звёзд отечественной эстрады, многие из которых наскакали по сцене на пару расстрельных статей.
В голове надо переключить культурные ценности. Поставить во главу угла Человека, а не каких-то там абстрактных Творцов и "креативный" класс. Это в либеральной картине мире всё измеряется по наибольшей скорости отдельных пассажиров - у кого "творцы" круче, тот и крутой. А у нас, в общинной культуре, всё общество должно куда-то двигаться - и именно
по скорости всего общества можно судить о происходящих процессах. Пока культура не поселится в головах каждого из нас, так и будем деградировать вслед за европкой. Чего бы не хотелось.
1960-е годы, поют простые колхозники. Ну, не совсем простые ;)) но уж точно не профессионалы от культур