Не могу удержаться от цитаты из Книги Эклесаста "Видел я все дела, что делаются под солнцем, И вот - всё это тщета и ловля ветра: Кривое нельзя расправить, и чего нет, нельзя исчислить!
...Что было, то и будет, и что творилось, то творится, И нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас."
Т.е. раньше творилось совершенно то же самое. Только на месте рекламируемого товара были или блага поскромнее (не новый "Айфон", а мясо к столу и пшеницы, чтоб до осени дотянуть, а кому еды хватало - домик, чтоб побольше, чем у соседа), или некие ориентиры из области религии. Искусство, саморазвитие оставались уделом очень немногих (теперь таких людей больше, чем 100 лет назад). Немногих, кто был способен найти время и средства, но, главное, уровень образования и кругозор которых позволяли искусство понять. Большинство же вело полуживотное существование, и это была не вина их, а беда: выживать надо, а не самосовершенствоваться. Может, единственное, что изменилось, так это то, что теперь имея больше возможностей, все те же люди напрочь лишены желания. Проще и понятнее искать себя в накоплении осязаемых благ. Реклама же только использует прискорбный факт того, что плебс хоть и стал богаче, но остался плебсом. И не хочет быть кем-то иным. И не заставишь! Более того, обсуждаемая тема для людей в большинстве неактуальна: "и чо с того?". Кто сам того хочет, тот по вечерам и выходным не тупит в телевизор и покупает модные побрякушки, а тратит время на квадрокоптеры, чтение, даже сидение в "Википедии", потому что "вдруг" стало интересно, чем крейцкопфный дизель отличается от тронкового. И я почти уверен, что специализация тут ни при чем: воспитание и живость ума встречается у людей в любой области знаний и работы. Проще говоря, людей увлеченных и эрудированных всегда меньшинство. Даже в обществе, где нет сословных ограничений и есть "социальные лифты". Принудительное же "окультуривание" тех, кто не желает этого сам - напрасный труд. Точно так же, как и попытка сдерживать инициативных людей "из низов", которые чаще всеговыбиваются в люди и делают науку и культуру (Ломоносов, Есенин...)
Реклама, к сожалению, не использует факт, а именно что навязывает стиль жизни; мне, как жителю полу-деревенскому (и лесному, как показано в ролике в статье), почти физически ощущается, какой накал рекламного воздействия на человека в мегаполисе; езжу в командировки постоянно, и в больших городах как дерьма хлебнуть приходится.
Сейчас у человека возникло на порядок больше свободного времени; по версии Б.Юлина ещё тов. Сталин предлагал ввести 5-часовой рабочий день, оставив всё остальное время саморазвитию и творчеству трудящихся. А вот заинтересовать народ и тем и другим не то что не получается - даже задача такая не ставится. Вся городская культура построена на потреблении, а не на творчестве или производстве. Вот в чём проблема имхо.
Живу в большом городе. Реклама повсюду. Раньше жил в маленьком городе, то же самое. Так вот. Не цепляет. В памяти остается в форме объекта для насмешек (очень часто реклама откровенно глупая, чтоб обратить внимание) или в виде информации (напр., там можно купить недорого то-то, или то-то - может быть мне полезно). Потребление такая же часть жизни, как еда и сон. И точно так же имеет свой аналог лени и обжорству. Все зависит от умения дозировать и сопоставлять цель со средствами. Но, увы, и это не всем дано, хотя, конечно же, хотелось бы жить среди людей более разумных и культурных. Но стрижка под одну гребенку попросту невозможна: придется или силой тянуть кого-то вверх, или опускать остальных на "средний уровень". Раньше я тоже думал, что можно и нужно тянуть за уши всех, но, как показала практика, это неверно. Тянуться самому, тянуть детей (и то не факт, что захотят), выбирать общество единомышленников - да.
"Видел я все дела, что делаются под солнцем,
И вот - всё это тщета и ловля ветра:
Кривое нельзя расправить, и чего нет, нельзя исчислить!
...Что было, то и будет, и что творилось, то творится,
И нет ничего нового под солнцем.
Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
А уже было оно в веках, что прошли до нас."
Т.е. раньше творилось совершенно то же самое. Только на месте рекламируемого товара были или блага поскромнее (не новый "Айфон", а мясо к столу и пшеницы, чтоб до осени дотянуть, а кому еды хватало - домик, чтоб побольше, чем у соседа), или некие ориентиры из области религии.
Искусство, саморазвитие оставались уделом очень немногих (теперь таких людей больше, чем 100 лет назад). Немногих, кто был способен найти время и средства, но, главное, уровень образования и кругозор которых позволяли искусство понять. Большинство же вело полуживотное существование, и это была не вина их, а беда: выживать надо, а не самосовершенствоваться.
Может, единственное, что изменилось, так это то, что теперь имея больше возможностей, все те же люди напрочь лишены желания. Проще и понятнее искать себя в накоплении осязаемых благ.
Реклама же только использует прискорбный факт того, что плебс хоть и стал богаче, но остался плебсом. И не хочет быть кем-то иным. И не заставишь! Более того, обсуждаемая тема для людей в большинстве неактуальна: "и чо с того?".
Кто сам того хочет, тот по вечерам и выходным не тупит в телевизор и покупает модные побрякушки, а тратит время на квадрокоптеры, чтение, даже сидение в "Википедии", потому что "вдруг" стало интересно, чем крейцкопфный дизель отличается от тронкового.
И я почти уверен, что специализация тут ни при чем: воспитание и живость ума встречается у людей в любой области знаний и работы.
Проще говоря, людей увлеченных и эрудированных всегда меньшинство. Даже в обществе, где нет сословных ограничений и есть "социальные лифты". Принудительное же "окультуривание" тех, кто не желает этого сам - напрасный труд. Точно так же, как и попытка сдерживать инициативных людей "из низов", которые чаще всеговыбиваются в люди и делают науку и культуру (Ломоносов, Есенин...)
Reply
Сейчас у человека возникло на порядок больше свободного времени; по версии Б.Юлина ещё тов. Сталин предлагал ввести 5-часовой рабочий день, оставив всё остальное время саморазвитию и творчеству трудящихся. А вот заинтересовать народ и тем и другим не то что не получается - даже задача такая не ставится. Вся городская культура построена на потреблении, а не на творчестве или производстве. Вот в чём проблема имхо.
Reply
Так вот. Не цепляет. В памяти остается в форме объекта для насмешек (очень часто реклама откровенно глупая, чтоб обратить внимание) или в виде информации (напр., там можно купить недорого то-то, или то-то - может быть мне полезно).
Потребление такая же часть жизни, как еда и сон. И точно так же имеет свой аналог лени и обжорству. Все зависит от умения дозировать и сопоставлять цель со средствами.
Но, увы, и это не всем дано, хотя, конечно же, хотелось бы жить среди людей более разумных и культурных. Но стрижка под одну гребенку попросту невозможна: придется или силой тянуть кого-то вверх, или опускать остальных на "средний уровень".
Раньше я тоже думал, что можно и нужно тянуть за уши всех, но, как показала практика, это неверно. Тянуться самому, тянуть детей (и то не факт, что захотят), выбирать общество единомышленников - да.
Reply
Leave a comment