Про специализацию, ограниченность и гармонию

Feb 19, 2015 16:23

Как часто у меня бывает, скорее всего, получится компиляция старых статей.

Read more... )

терминология, психология, размышления, видео

Leave a comment

jurgen_m April 22 2015, 10:03:01 UTC
Если говорить о развитии личности, то дело другое. К примеру, что я сам, что масса моих коллег (узкачей среди них немало) вроде и по жизни не дураки, книжки читаем, историей увлекаемся, хобби имеем разные. Кто какое: от охоты-рыбалки, до работы с металлом. Чиню технику дома в свое удовольствие, часто небезуспешно.
Но говорить о том, что если попаду на необитаемый остров или в тайгу и там чудесно выживу сам даже не пытаюсь. Потому что еда из магазина, вещи оттуда же, а сложный ремонт или изготовление аналогов промпродукции мне не по зубам, как и 99,9% населения планеты.
Универсальное приспособление (как, наверное, и личность) одинаково плохо делает все, для чего предназначено. Вот потому общество и распределяет усложняющиеся задачи среди тех, кто хочет и может их решать лучше других.

Если же мы говорим о разностороннем развитии личности и наличии интересов, которые отличаются от нижнего уровня "пирамиды Маслоу", то это да, необходимость. Вот только духовно убогие потребители тележвачки встречаются одинаково часто что среди узких специалистов, что среди мастеров на все руки. А часть таких персонажей еще и алкоголики.
Тут не в работе и не в деньгах дело, а в принципиальном нежелании отдельных субъектов напрягать руки, ноги и мозги во внеурочное время.

Reply

xommep April 22 2015, 10:11:19 UTC
Согласен с вами по части хобби - сам в последнее время задуряюсь по совершенно пылесосящим ресурсы квадрокоптерам.

В статье нигде и не говорится, что мы все должны жить натуральным хозяйством. Но постигать и расширять собственные границы - и не только в области, приносящие бабло - необходимо, чтобы остаться человеком.

Речь про культуру Человечества в целом. Современная культура имени рекламы такое развитие отрицает, переводя его в рамки вещизма - у кого больше побрякушек, тот и счастливее. Там в статье ссылочки не просто так стоят.

Reply

jurgen_m April 22 2015, 11:34:20 UTC
Не могу удержаться от цитаты из Книги Эклесаста
"Видел я все дела, что делаются под солнцем,
И вот - всё это тщета и ловля ветра:
Кривое нельзя расправить, и чего нет, нельзя исчислить!

...Что было, то и будет, и что творилось, то творится,
И нет ничего нового под солнцем.
Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
А уже было оно в веках, что прошли до нас."

Т.е. раньше творилось совершенно то же самое. Только на месте рекламируемого товара были или блага поскромнее (не новый "Айфон", а мясо к столу и пшеницы, чтоб до осени дотянуть, а кому еды хватало - домик, чтоб побольше, чем у соседа), или некие ориентиры из области религии.
Искусство, саморазвитие оставались уделом очень немногих (теперь таких людей больше, чем 100 лет назад). Немногих, кто был способен найти время и средства, но, главное, уровень образования и кругозор которых позволяли искусство понять. Большинство же вело полуживотное существование, и это была не вина их, а беда: выживать надо, а не самосовершенствоваться.
Может, единственное, что изменилось, так это то, что теперь имея больше возможностей, все те же люди напрочь лишены желания. Проще и понятнее искать себя в накоплении осязаемых благ.
Реклама же только использует прискорбный факт того, что плебс хоть и стал богаче, но остался плебсом. И не хочет быть кем-то иным. И не заставишь! Более того, обсуждаемая тема для людей в большинстве неактуальна: "и чо с того?".
Кто сам того хочет, тот по вечерам и выходным не тупит в телевизор и покупает модные побрякушки, а тратит время на квадрокоптеры, чтение, даже сидение в "Википедии", потому что "вдруг" стало интересно, чем крейцкопфный дизель отличается от тронкового.
И я почти уверен, что специализация тут ни при чем: воспитание и живость ума встречается у людей в любой области знаний и работы.
Проще говоря, людей увлеченных и эрудированных всегда меньшинство. Даже в обществе, где нет сословных ограничений и есть "социальные лифты". Принудительное же "окультуривание" тех, кто не желает этого сам - напрасный труд. Точно так же, как и попытка сдерживать инициативных людей "из низов", которые чаще всеговыбиваются в люди и делают науку и культуру (Ломоносов, Есенин...)

Reply

xommep April 22 2015, 11:40:11 UTC
Реклама, к сожалению, не использует факт, а именно что навязывает стиль жизни; мне, как жителю полу-деревенскому (и лесному, как показано в ролике в статье), почти физически ощущается, какой накал рекламного воздействия на человека в мегаполисе; езжу в командировки постоянно, и в больших городах как дерьма хлебнуть приходится.

Сейчас у человека возникло на порядок больше свободного времени; по версии Б.Юлина ещё тов. Сталин предлагал ввести 5-часовой рабочий день, оставив всё остальное время саморазвитию и творчеству трудящихся. А вот заинтересовать народ и тем и другим не то что не получается - даже задача такая не ставится. Вся городская культура построена на потреблении, а не на творчестве или производстве. Вот в чём проблема имхо.

Reply

jurgen_m April 22 2015, 11:55:54 UTC
Живу в большом городе. Реклама повсюду. Раньше жил в маленьком городе, то же самое.
Так вот. Не цепляет. В памяти остается в форме объекта для насмешек (очень часто реклама откровенно глупая, чтоб обратить внимание) или в виде информации (напр., там можно купить недорого то-то, или то-то - может быть мне полезно).
Потребление такая же часть жизни, как еда и сон. И точно так же имеет свой аналог лени и обжорству. Все зависит от умения дозировать и сопоставлять цель со средствами.
Но, увы, и это не всем дано, хотя, конечно же, хотелось бы жить среди людей более разумных и культурных. Но стрижка под одну гребенку попросту невозможна: придется или силой тянуть кого-то вверх, или опускать остальных на "средний уровень".
Раньше я тоже думал, что можно и нужно тянуть за уши всех, но, как показала практика, это неверно. Тянуться самому, тянуть детей (и то не факт, что захотят), выбирать общество единомышленников - да.

Reply


Leave a comment

Up