Закончилась моя двухнедельная поездочка по европейской части страны - из
Новокуйбышевска, что под Самарой, метнулся в г. Первомайск Нижегородской губернии. Об этом - пару слов в этой статье.
Не впервой, попадая в центр России, отмечаю какие-то логистические странности - что в прошлом году
из Нижнекамска выезжал с большим трудом и практически в обратную сторону, что
из Казани до Уфы пришлось добираться на каких-то упадочных частных полу-легальных "газелях"... и тут тоже попал в такую же логистическую ямку. Надо было добраться до города Первомайска, что на самом юге Нижегородской области - но, несмотря на наличие в оном железной дороги, с этой стороны туда ничего не ходит - есть только поезд на... Москву. :) Пришлось добираться через промежуточную станцию - Шатки - причём, как оказалось, очень даже зря. :)
Несмотря на кажущуюся близость, между Первомайском и Шатками вообще ничего не ходит, и надо было ехать до Арзамаса, откуда хоть изредка бегают автобусы... Так что из Шатков пришлось ехать... на таксо за 700р, а что вы хотите - 60 км. На автобусе было бы дешевле, но - увы. Прибыв в Первомайск, заселился в какую-то упадочную гостиницу и затаился до начала работы...
Сам городок
Первомайск толком не посмотрел - городок тот размером с большое село, всего 14 тыщ жителей (и уменьшается); во многом своим существованием обязан наличию предприятия "
Транспневматика", изготовляющего разного рода агрегаты для железной дороги - тормоза, компрессоры, "рессоры" и так далее... Но всё же про предприятие чуть позже, сперва - про городок:
![](http://pix.academ.org/img/2014/10/03/800x800_08da79fa253243d86ce08f0b443a33ee.jpg)
Возле начальной школы
![](http://pix.academ.org/img/2014/10/03/800x800_425e0135628b97549e4896700d9dc479.jpg)
Центр города и вид на административное здание "Транспневматики"
![](http://pix.academ.org/img/2014/10/03/800x800_9a438c88d74bf11c8feca9b59007f90c.jpg)
В шаге от центра - уже совсем деревня с одноэтажными домиками
![](http://pix.academ.org/img/2014/10/03/800x800_eae89bc37d48a35b9ddea6660d44fcda.jpg)
И ещё один вид на парк у завода
Значительная часть городка - одноэтажные "деревенские" домики, хотя есть и типовые квартирные дома для рабочих, много 2-этажных домиков, а в центре "есть дома в пять этажей" (с). В целом смотреть оказалось особо нечего, да и не хотелось - все фоточки сделаны в единственный погожий вечерок, всё остальное время - заливало. Поэтому немного покажу глубины "Транспневматики".
![](http://pix.academ.org/img/2014/10/03/800x800_3bdf6d0a05dff030fd99420e96e21a8e.jpg)
Метрологическая лаборатория
Вообще-то данному заводу - 160 лет (!),
он был образован в 1853-м году в виде Ташинского чугуноплавильного завода, и с тех пор не раз видоизменялся. В частности, в 1950-е из металлургического стал машиностроительным; в послеперестроечные годы чуть не развалился вовсе, успел поработать на Китай, но как-то так ни шатко и ни валко существует до сих пор.
Внешний вид цехов - по крайней мере снаружи - действительно напоминает даже не сталинские времена, а местами чуть ли не конан-дойлевскую Англию. В той же самой метрологической лаборатории, что на фото выше, лестницы городили явно во времена, когда и люди были пониже, и про удобство думалось в последнюю очередь - отвесные и крутые, как на каком-нибудь эсминце; даже при моих 1.80 роста можно легко треснуться носом о вышестоящий этаж.
И тем не менее - что-то тут происходит, меняется, компьютеризуется и всё такое.
![](http://pix.academ.org/img/2014/10/03/800x800_df68074180351e9beb8a5e574f1952ff.jpg)
"Рука" - какой-то неведомый мне девайс, который при работе требует регистрации через интернет (что крайне нетипично для отечественной промышленности)
![](http://pix.academ.org/img/2014/10/03/800x800_06c9072e3ebbbfa6da5a39b347654f80.jpg)
Микроскоп 1950-х годов, который питерские умельцы переделали в... электронный.
Современные аналоги из Европы стоят от 100k евро.
Если вспомнить, что метрологи - это Золушки любого производства, то наверняка и в цехах тоже прогресс не стоит на месте. Хотя в этом году завод получил меньше заказов, чем в прошлом, в целом идёт отскок от провала 1990-х, и пусть работников на заводе не 7000, как в советское время, но и не 3000, как в 90-е - посерёдке, где-то 5 тысяч. Что для 14-тысячного годока и без того немало.
Хотя молодёжь, конечно, из города бежит - даже и не молодёжь, люди за 40 и то разбегаются; все магазины и те в Арзамасе, а это 80 км... Ну, это всё понятно -
централизация страны губит всё вокруг, и Первомайск отнюдь не исключение. В рынок такое не вписать, увы.
Обратно добирался через
Арзамас, узловой городок к югу от Н.Новгорода - пробки, большое количество каменных церквей и вполне городская суета, в отличие от почти деревенского Первомайска... На этом моя поездочка завершилась, добрался без приключений. Несмотря на относительную простоту, поездка оказалась одной из самых тяжёлых за последнее время - всё время проболел, и до сих пор ещё не отошёл. Ну, это уже мелочи.