Про человека дела и "манименов"

Aug 04, 2014 17:11

Напишу очередную статью-размышление, немного провокационную. Сам пока ещё не знаю, куда выведет кривая мысли, но сдаётся мне, что речь пойдёт про то, как в современном мире по сути вымирает тот самый "человек дела", который по идее должен быть двигателем "свободного рынка".

Начну, как водится, издали. Недавно в обсуждениях всплыла мысль о том, что сейчас вымирает крестьянство как класс. Как я уже показывал в прошлом, это не просто "всёпропальство", а несомненный и непреложный факт. Езжу по стране много, и аналогичные картинки вижу не только в упадочном (в экономическом плане) Забайкалье, ровно такая же беда и у нас в НСО, и на Алтае, и в центре России, и в Краснодарском и Ставропольском крае ( в Ставрополье у меня родня живёт, так что тут инфа не с наскока). В мыслях, почему это так происходит, пришёл к тому, про что, собственно, будет статья в целом.

Не могу сказать, что я большой спец во всём и больше всего, но могу сказать с определённой долей уверенности, что нынешнее состояние, общества, экономики и вообще современной культуры (кто про что, называется) ведут к тому, что не просто крестьянство вымарывается из нашей жизни - пропадает сам архетип человека дела. Как бы это не показалось странным и крамольным сторонникам " свободы и демократии", и пророка их - " свободного рынка". Недаром всегда беру в кавычки все эти " общечеловеческие ценности" - потому как по сути они означают зачастую противоположность декларируемому.

Поясню, что я имею в виду. Как все мы знаем, свободный рынок мотивирует людей переставать ковыряться в грязи и направляет их в сторону светлого будущего развития и делания различных дел, не зря движущей силой свободного рынка являются бизнесмены, дословно - "люди дела". Но не будем вестить на тупой либеральный развод, а посмотрим, что же "свободный рынок" подразумевает под "делами", чтобы разобраться в базовых понятиях; зело помогает в жизни.

Как многие помнят, в пору Перестройки и после оной у нас массово появился тип людей, тех самых "движителей прогресса", бизнесменов недобитых, которые принялись переделывать старый совковый порядок жизни на новый лад. Эти самые бизнесмены принялись пилить наше общее советское наследие - заводы, газеты, пароходы - и делать свои "дела"; намерено беру этот термин в кавычки, потому что, на мой сермяжный взгляд, делом это назвать нельзя.

И вот в чём тут дело... При царях, и при Советах, производством и делами у нас в основном назывались реальные дела, реальные товары и услуги. А в пору пост-перестроечную "делами" начали называть разного рода спекуляцию - то есть "купил за рубль, продал за два - так на 2% и живу"; я про это дело писал в статье про торговлю. В принципе я не имею ничего против торговли как таковой - просто она занимает в нашей жизни неоправданно высокую долю, что в целом и не удивительно для финансовых пирамид, в которых мы все и прозябаем годика эдак с 1991-го.

Если бы бизнесмены понимали бизнес в нашем с вами русском понимании - как дело - то и не было бы такого отторжения ни у меня, ни у других патриотов - ну сменили вывески и снова дело делаем, ладно уж, с кем не бывает. Но, к сожалению - для них - бизнес они понимают в западной трактовке, как заработок денег. А вот это уже опаньки! Потому что в нашей русско-советской морали заработок бабла делом не является. Делом является реальная работа по производству товаров и услуг, а купил-продал - это не работа и не дело.

Как уже писал в статье про торговлю (сцыль выше), сама по себе торговля не то чтобы достойна анафемы и отлучения, она несёт в себе положительное зерно распределения товаров по потребителям в удобном для них формате. Но, как это часто бывает в нашей жизни, кроме пользы она несёт и негатив - как нетрудно догадаться, он выглядит в прибыли, то есть наценке. На покупателях банально наживаются, причём люди, которые менее всех приложили руку к производству товара - именно у посредников, как правило, оседает бОльшая часть прибыли; но всё это, повторюсь, тема другой статьи, тут речь про другое.

Основная проблема современной экономики в аспекте данной статьи - в перерождении смыслов в головах у "людей дела". Вместо мысли "как бы мне сделать что-нибудь хорошо" у них прошит императив "как бы мне заработать побольше бабла". Это, на самом деле, не общие рассуждения на уровне ламерства, а вполне жизненные наблюдения, причём не только свои. Целые курсы лекций посвящены тому, чтобы сформировать у людей соответственную модель поведения, отучить их мыслить конкретными материальными вещами и монетизировать всё, что их окружает. Не зря я всё время ссылаюсь на Золотого Тельца и сведению морального и культурного базиса человека к деньгам - из опыта общения с бизнесменами вижу это практически вживую, что для людей деньги действительно являются целью жизни.

Как уже писал в статье про относительность и абсолютность целей, у бизнесменов начисто попутаны ориентиры в своём собственном бизнесе - они занимаются не развитием собственного "бизнеса", а выжиманию из него максимума бабла, как учат умно говорящие дядечки и тётечки на семинарах. В противоположность могу привести своего знакомого, тов. crinltz, который тоже бизнесмен, и занимается в том числе и тренингами, только в обратную сторону - он отучает собственников измерять всё в бабле и отталкивается от реальных целей, чего же бизнесмен в действительности хочет добиться... И как-то так получается, что "заработать миллион" - это никакая не цель, это типовая ступенька на пути к цели. А цели - они у всех свои; у кого-то - свечной заводик, у кого-то - тотальное доминирование в городе, у кого-то - всероссийская сеть, кто-то и на весь мир замахивается. А заработок - он сам собой приложится, если сосредоточиться на главном.

И вот теперь пришёл черед поговорить о крестьянстве... Почему это класс сейчас вымирает, на мой взгляд - потому что у него зашит культурный код делать дело; в настоящем смысле, физическом, если хотите. Не может он перестроить мозг на заработок бабла, это принципиально другой подход; а если лезть в мир бизнеса, то только с таким подходом и можно прожить, вся культура ведения дел такова - кто в курсе дел, можете подтвердить или опровергнуть... В принципе у крестьянства есть своё место и в мире чистогана, только ему сложнее, чем "бизнесменам", по причине привязки к земле и прочим физическим объектам. Для получения прибыли крестьянину приходится пахать (в том числе в буквальном смысле) куда больше, чем торгашу, да ещё и риски выше - вот и бежит молодёжь из села просиживать штаны в офисах, заниматься по сути бездельем... Потому что от "дел" имени бизнеса окружающим зачастую не то что лучше становится, а ещё немного вреда наносится - ведь их задача не нести в мир что-то полезное, а рубить бабло, в том числе и с помощью мошенничества.

Мало того, что бОльшая часть России - это зона рискованного земледелия, и никаких гарантий нет, что урожай получится - а в "бизнесе" всё построено на стратегиях, инвестициях, кредитах и тд - то есть на чётко прописанных майлстоунах, ключевых точках - у крестьян такой подход к бизнесу по сути невозможен. В силу куда большей причастности ко всему, что происходит вокруг, крестьянин не может быстро сменить стратегию на потребу "свободному рынку" - если уж он разводит коз, а в этом сезоне выгоднее продавать овец, то быстро "выйти из акций и снова зайти" он не сможет, как, впрочем, и многие другие производители товара; промышленность иногда ещё может перестроиться, а крестьянину сложнее - всё-таки живой товар девать куда-то надо, в бочку его не закатаешь и на склад не закроешь.

Вообще, когда пообщаешься с крестьянами, понимаешь, что разведение скотины и выращивание какого-нибудь буряка по большому счёту куда сложнее, чем средняя офисная работа. Степень взаимосвязей у производственников куда выше, чем у сервиса, и головушку также приходится напрягать - хотя и монотонности и рутины также хоть отбавляй - хотя если говорить за бизнес, то тут у кулака фермера опять-таки сплошные головняки по сравнению с какой-нибудь быдлокодерской конторкой - рынок штормит по-городскому (потому что он и есть городской), ещё и погодка подкидывает сюрпризы каждодневно, и этом при том, что процесс непрерывен как на хим. заводе или АЭС...

Нетрудно догадаться, почему в магазинах мы видим в основном низкопробный пластик в качестве еды, а простонародная деревенская еда воспринимается как безумный деликатес, потому как не достать. Потому что некому заниматься производством сель-хоз-продукции в таких условиях, все бизнесом заняты, а он как раз и приводит к вышеуказанному пластику.

Нет у бизнесменов понимания того, что они двигают Человечество в будущее, помогают людям и обществу; у них цели другие, получить побольше прибыли, а прибыль это что? Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, её надо меньше кормить и больше доить, примерно как-то так. Надо ли удивляться, что редко какой отечественной марке товару удаётся держать уровень хотя бы несколько лет - как правило, быстро всё скатывается на уровень китайских подделок и пора новую марку заводить...

Вот если бы бизнес воспринимался как Дело - дело своей жизни - тогда бы бизнесменам приходилось держать марку даже в ущерб собственной прибыли, дабы поддержать репутацию и всё такое. Но какая нафиг репутация, когда на кону большие бабки... Понимаю, что Россия в этом плане ещё в начале пути, и лет через 100-200, возможно, и у нас появятся честные, не бандитские, бизнесмены, но чем это отличается от построения светлого коммунистического будущего, немного не понимаю - особенно если учесть, что при Советах мы жили лучше и лучше, а сейчас - всё хуже и хуже, в глобальном смысле.

Так что у меня есть большие сомнения в термине "бизнесмен" как таковой. Для большинства этих "бизнесменов" бизнес - не Дело, а способ заработка бабла. Если дать больше бабла, они с радостью бросят своё "дело" и займутся чем-то другим. А человек, который во главу угла ставит не бизнес, а бабки, бизнесменом называться не должен - он moneyman, то есть манимен его фамилия. Вот видите, до чего доводят размышения о сути вещей.

Под напором таких вот "манименов" вырождаются целые классы и отрасли народного хозяйства - потому что в силу рыночных механизмов инструмент - деньги - липнет только к таким вот шаловливым ручкам, которым пофиг на дело; в итоге предсказуемо, в отсутствие инструментов, настоящее Дело пробиться и не может. Как я говорю в культурном разрезе, не должно быть конкуренции между тем, кто зарабатывает бабло и тем, кто делает Дело - и в экономике то же самое. Срочно надо ворочать советский контур безналичного расчёта, чтобы отсекать "манименов" от реального сектора экономики - тогда, возможно, и село у нас обратно поднимется, и промышленность, да и ракеты перестанут падать. Но для этого "всю систему менять надо". Увы.

экономика, терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up