<<< К сводной странице экспедиции <<< Каждый год 31-го числа пишу отчётики про дороги, по которым приходилось проезжать в ходе поездки в Забайкалье. Ссылки на предыдущие отчёты:
2011,
2012,
2013 годы.
В этом году опять катались всё по тем же дорожкам, что в прошлые годы, хотя пару новых участков захватили. Тем не менее, хоть всё будет и похоже на прошлые отчёты, небольшие отличия таки найдутся.
По порядку - федеральные трассы М53 (Нск-Иркутск) и М55 (Иркутск-Чита) изменились мало. Всё так же однорядно, с традиционными "пробками" в чистом поле за какой-нибудь фурой - хотя в этом году, видимо, не сезон, и трассы были менее загружены.
Про заправки: мало что изменилось с прошлого года, но уточню ещё раз - вдоль всей трассы от Нска и до Читинской волости можно относительно без проблем найти цивилизованную заправку: в Нской и Кемеровской областях это сеть "ГазпромНефть", в Красноярском крае - "Техас", в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае - "Роснефть". Там есть магазинчики с приёмом карт (Виза, Мастеркард), благоустроенные туалеты и горячая вода - что в дорожных условиях немаловажно.
Как и в прошлом году, дороги в Нской и Кемеровской областях почти безупречны (почти везде можно идти за 100, только наша Делика так ездить не умеет); в Красноярском крае случаются проблемные участки, а лидерство по плохости дорог традиционно держит Иркутская волость. Недаром ещё с первой экспедиции слово "Замзор" (населённый пункт на западе Иркутской области) стало у нас нарицательным для любых участков бездорожья.
Но надо сказать, что подавляющее большинство плохих участков обусловлены не просто разгильдяйством и брошенностью, а дорожными работами:
Где-то в красноярском крае
Редкий случай - объезд строящейся дороги - в приличном состоянии.
Несмотря на нарицательность названия, возле Замзора и вообще в начале Иркутской области (с запада) дорога в порядке - доделали объезд не только Замзора, но и Облепихи. Однако в районе Будагово (что возле Нижнеудинска) по-прежнему находится очень плохой - и, главное, протяжённый - участок объезда строящейся дороги. Проехать там, пожалуй, может почти любая "пузотёрка", но ехать будет медленно, пыльно и некомфортно.
На горном участке Иркутск-Слюдянка также какие-то работы ведутся, местами объезды также не очень. Но там обычно небольшие участки, не по полчаса пути, как возле Будагово.
В Бурятии трасса приходит в порядок и особых проблем - по трассе М55 - не замечено до самого Петровска-Забайкальского. Хотя на перевале "Обоо", что под Улан-Удэ, ведутся работы по расширению и спрямлении дороги (даже "наше" кафе "Мандрик" закрыли, где мы обычно останавливались поесть
поз-бууз), там всё пока аккуратно и проезду не мешает. А дальше - совсем лепота.
Традиционное фото котловины у Мухоршибири
У Петровска мы свернули на трассу на Малету-Чикой, там дорожка уже не такая кошерная, но всё равно неплохая, покажу её чуть позже. Только у Чикойского перевала (1270 метров) дорожка переходит в грунтовку, но ехать можно быстро, хотя и пыльно.
Дорожка в Кочон (Архангельское) - сугубо "деревенская", в стороне от каких-либо трасс, вот, как пример:
У Кочона
Улица в Кочоне
По дороге в Кочон надо проезжать подвесной мостик, куда высокие машинки не входят, и нам даже пришлось снимать багажник с "Делики". Сам мостик уже давно пора подлатать, но пока вот никак. В советское время рядом с мостом была паромная переправа для негабаритного транспорта, теперь даже трос не сохранился.
Пролазим на мостик
На мостике
Затем пришла пора ехать в Мензу - там совсем особая дорога, про что
писал в прошлом году, и в этом тоже попозже напишу.
Дорога в Мензу
Обратная дорога - от Чикоя до Петровска и далее на Новоильинск:
Дорога до Малеты через горки
До Малеты - уже по асфальту
У Малеты - просто хороший вид. ;)
На Петровск!
От Петровска дорожка какое-то время идёт широкая, но не асфальтированная:
Дорога Петровск-Новоильинск, на выезде из Петровска
Дорога не асфальтированная, но ограждения стоят.
Фара отлетела, а мы и не заметили. :)) Так и ехали от Петровска до Заиграево с отвалившейся фарой
Трасса Новоильнск-Заиграево
Трасса Заиграево-Хоринск
Уже в конце пути в Хасурту допустили ошибочку - решили поехать по "хорошей дороге" - от Унэгэтэя пошли дальше по трассе, а не свернули в горки - испугались, что ночером там будет не проехать. В итоге по трассе-то мы доехали до поворота на Хасурту, но дальнейший участок оказался чуть ли не аналогичным дороге в Мензу по степени комфортности езды - сплошная гребёнка. На обратном пути помчались через горки - оказалось и удобнее, и короче:
Хасурта-Унэгэтэй
В Унэгэтэе начался асфальт и наши покатушки по бездорожью практически закончились. За одним исключением. :) Но о нём - попозже, в самом конце пути. А пока - трасса М53, от Иркутска на запад:
Трасса М53 в Иркутской области, там, где нет объездов
Мега-инновационный фонарь с солнечными батареями и ветрогенератором - там же
Цивилизованный объезд ремонта дороги
И вот уже почти что дома решили подсократить путь - вместо традиционного маршрута через Северный объезд Нска решили выйти сразу на Академ - дабы не толкаться в пробках по городу. В итоге пришлось километров 12 ехать по заброшенной дороге Тогучинская трасса - Кольцово:
Участок "Кольцовской" трассы - вот такой вот "Восточный обход" Нска
Потом ещё Кольцово тоже объехали по какой-то разбитой бетонке, но это уже мелочи. Главное - до дому добрались. :)
В этом году меньше красивых видов, чем в
прошлом году - но надо же что-то оставить и для подобных отчётов. :)) Всё будет, но попозже.
<<< К сводной странице экспедиции <<<