Про фэнтези и фантастику

Sep 01, 2013 16:58

Очередная статья-размышлизм, на сей раз - на тему популярной литературы и синематографа.

Начну, как обычно, издалека.

В последнее время в поездках заценил возможности чтения книг с телефона; читаю быстро, так что книжки кончаются влёт. Специфика поездок не способствует вдумчивому чтению, поэтому в основном читаю что полегче - хотя, если попадается, то и от относительно серьёзной аналитики, конечно, не отказываюсь. Но как-то психологически не созрел ещё до чтения классики в условиях базар-вокзал.

В последнее время читаю цикл романов "Песнь льда и пламени" за авторством некоего тов. Мартина. В принципе книга относительно не из лёгких, уровень запутанности сюжета, смены героев и прочая - караул. По мотивам данного цикла сейчас снимается мега-сериал "Игры престолов" - из всех виденных сериалов он безусловно лучший, за вычетом BSG - и то только потому, что "Галактика" - это фантастика, а не фэнтези, о чём собственно сегодня и будет разговор. Никакого сравнения с мыльной оперой, и нашими отечественными мега-сериалами "про братков" - фактически это многосерийных художественный фильм, не уступающий, а зачастую превосходящий среднюю голливудскую картину, по всем статьям - а уж что говорить про не-голливуд. Но.

В данной статье хочу лишний раз обратить внимание на достаточно копетанскую мысль, но про это дело я ещё не писал, значит - имею право. :) Фэнтези - при всём своём великолепии и привлекательности - является в некотором плане рефлексией на тему дивного старого мира, когда трава была зеленее, а девки моложе. В отличие от исторического жанра, который служит в основном образовательным целям, фэнтези скорее использует привычные человеку стереотипы, и помещает героев в атмосферу якобы былых дней, одновременно и разрушая историчность (потому что мало кому охота копаться в деталях), и собственно не привнося ничего особо нового. Жанр на 146% развлекательный. И я даже более того скажу.

Отличительной особенностью фэнтези являются, на мой взгляд, две черты:

1) Направленность в прошлое, причём на сознательный регресс; в значительной части произведений и саг есть утерянные нынешним поколением знания, известные ранее предкам, причём в области технологий. В мире Толкиена это всякого рода мифрильные штучки-дрючки, в мире Мартина - валирийское нечто.

2) Кастовость общества и вообще теория избранности. Действие фентезийных романов обычно происходит в феодальном мире, в условиях кастовости, и люди получали определённые права по факту рождения; это является отличительной особенности фэнтези по сравнению, скажем, с фантастикой, где люди находятся изначально в равных условиях.

Обои две эти черты явным образом свидетельствуют о регрессивности данного жанра в целом. При всём моём к нему уважении. Люди находят спасение от реалий нынешнего мира в чтиве (или просмотре) произведений, в которых герои все в белом продираются через мириады простолюдинов к своей цели; весь остальной мир остаётся у них где-то там внизу, под ногами. Зачастую - в бОльшей части произведений - действие в фентези-произведениях происходят вокруг некоего артефакта; в принципе это одна из любимейших тем литературы вообще (вспомним подвески королевы из 3-х мушкетёров), но именно в фентези идея артефакта доведена до логического максимума - если уж артефакт, то на весь мир или хотя бы королевство. И отличительная особенность в фентезийном варианте идеи артефакта - что управляться с артефактом может только избранный, а не какой-то там быдляк. "Ты что творишь, Фёдор? Тебя выбрали, тебе с этим кольцом и париться".

Фантастика, в отличие от фэнтези, направлена на прогресс и всеобщесть - как правило. Исключением может послужить под-разновидность фантастики по фамилии пост-апокалипсис: эдакий гибрид между фантастикой и фэнтези; когда мечты о будущем ещё есть, а прогресса уже нет. Но если его не рассматривать (а это вполне достойная тема, но всё же отдельная) - то фантастика в большинстве своём повествует о прогрессе, в той или иной форме - куда мы придём в будущем. Фэнтези же апеллирует к прошлому, причём не к документально достоверному или хотя бы приближённому (про это - исторический жанр), а к тому, как могло бы быть, если... И в этом, на самом деле - кардинальное различие. Вместо того, чтобы думать, куда мы можем прийти, предлагается смотреть, как могло бы быть, если бы... Категорически непродуктивное занятие, на мой непросвещённый взгляд.

Нет, в принципе смотреть на то, что могло бы быть - занятие вполне интересное, гимнастика для ума не хуже мудрствований о том, что будет... Но - как уже говорил, про это - исторический жанр, когда героев помещают в реальный мир и там они бесчинствуют и нарушают беспорядки. Тогда как фэнтези - попытка придумать полностью свой мир, безусловно отличающийся от реального. Вообще, на мой взгляд, отличие фэнтези от фантастики - даже не в обращённости в прошлое, а наличием неких законов, действующих в фентезийном мире, и не действующих в реальности. Поэтому фентезийные авторы так любят городить свои собственные миры, со своей историй и всё такое - ведь так куда проще поражать читателя/зрителя, нежели пытаться вписать происходящее в реальную канву, подчинять законам физики и общества...

И здесь я не пытаюсь огульно обвинить все фентезийные произведения и обелить ту же фантастику - вовсе нет. Чёрно-белый мир это вообще не совсем про меня - хотя и равномерная серость тоже. Я пытаюсь показать тенденции жанра, к чему он в целом тяготеет и вообще. Понятно, что лучшие произведения любого жанра возвышаются над массой литературы разных жанров как Джомолунгма над Азией - но стараюсь показать, где там порылась собака, и почему не стоит уходить в дебри фентезийности, отвергая остальное. Жанр как жанр, развлекушечки не хуже остальных, а местами прямо-таки лучше, но в общем и целом - с гнильцой, просто по определению.

Основная проблема всего жанра фентези - в контр-продуктивности. Если фантастика подразумевает размышления о том, куда мы движемся и зачем, а исторический жанр - о том, что же было в прошлом и как нам к этому относиться, то фентези в массе своей "вот как было бы хорошо, если бы было вот так". А так как у нас по определению не так, то размышления людей о жанре фентези по сути являются беспочвенными фантазиями, увы. Я сам это проходил, в молодости увлекался Толкиеном, играл в настолки и даже полёвки, но споры о том, кто кого победит - эльфы или гномы, дракон или мамонт - никогда всерьёз не воспринимал. В общем-то неплохая тренировка абстрактного мышления, конечно, но всё ж на настолько странном базисе, что даже моя математическая натура протестует. :)

А уж если учесть кастовую составляющую жанра фентези - которая, правда, проявляется не всегда - то и вовсе картина получается безрадостная.

В ходе Перестройки у нас в стране получили недюжинную популярность т.н. рыцарские романы, которые по сути не являлись и не являются подлинными рыцарскими романами (которые в свою очередь также не грешат исторической правдивостью) - в общем, этот жанр быстро превратился в подразделение фентези в духе "женского романа". Что-то там про любовь, про рыцарей всех в белом и благородных дам... Картинка, рисуемая данными произведениями, разительно отличается от правды жизни, показанной в исторических произведениях - да и даже не в исторических, взять того же Мартина, вот уж где показ рыцарей и дам во всей красе... Фактически это в некотором роде оружие по одурманиванию населения ложными мифами - вот, смотрите, как бывает, не то что у вас в лапотной Рашке... Так-то всё красиво, конечно - красивые люди, красивые отношения, свечи и прислуга. Но, как нетрудно догадаться, всё это сугубо поверхностно и однобоко - возможности есть (ещё бы, в кастовом обществе-то), а вот ответственности никакой (что уже расходится с реалиями). В итоге герои порхают как бабочки среди цветов, изредка борясь со злодеями, но в конце концов всё равно побеждает Любовь, и всё такое. Что как бы, может быть, и не так плохо, если бы не ложные ориентиры и ценности, внедряемые такой литературой в головы не шибко разумной публики - а шибко разумная такое читать всё одно не будет.

Серьёзная литература в массе своей прививает людям чувство понимания ответственности - в том числе (а зачастую и в основном) за правильный выбор. Это в "рыцарских романах" и прочей низкопробной фентези мук выбора нет никаких - злодеи злобствуют в своей злобной злобе, и поэтому просто вынуждают рыцарей брать в белы рученьки двуручные мечи и рубать всю эту сволочь направо и налево; и благородные дамы крайне редко испытывают затруднения в выборе, дождаться ли им суженого-ряженого, или уступить заточившему их злодею - настолько он обычно мерзок и вонюч. Всё хорошее против всего плохого == профит.

Мир крайне редко бывает чёрно-белым, и выбор у человека обычно не между плохим и хорошим, а между меньшим из двух зол. Пойти на войну и погибнуть или остаться и стать предателем... выстрелить и убить человека или не выстрелить и тогда он убьёт тебя - это самые вопиющие примеры. но сколько такого можно найти в том числе в повседневной жизни... Классики знали толк в этом, и подобных примеров вы найдёте уйму в любой классической литературе. "Тварь ли я дрожащая или право имею?", "Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?".. Подобных мук выбора в фентези - на порядок меньше, чем в остальной литературе, просто по определению - там такие законы жанра. Хотя, безусловно, и там тоже всякое встречается, но на порядок меньше; более того, испытывающие муки выбора обычно показаны предателями, ведь всё же ясно - вот тут наши, тут белые...

Поколения и поколения населения на Западе жили, воспитывая детей на сказках про короля Артура. Когда хорошие рыцари носились по белу свету и карали злых злодеев - и мук выбора никаких, ведь злодей же злые, а рыцари хорошие. Вот в таком чёрно-белом мире человек там и живёт, и нисколько не смущается, когда вместо злодеев рыцари рубают уже каких-то странных личностей - они за злодеев, поэтому "повинны смерти". Во многом поэтому и сейчас Запад не протестует (особо) против очевидной агрессии против Сирии (недавнюю бойню в Ливии и вовсе приветствовал), и никто не вспоминает те же бомбёжки Дрездена, Токио, да и Хиросиму с Нагасаки - поделом злодеям! У них нет мук выбора, нет осознания мерзости происходящего - да, это сукин сын, но это наш сукин сын! И подобный подход к жизни жанр фентези только усугубляет; кто будет париться на тему вырезанных орков, ведь это же орки! Они плохие, а вот эльфы хорошие. Чуете, куда ветер дует?.. Я здесь не готов предъявлять Толкиену или Мартину обвинения в пропаганде нацизма, но определённый осадочек остаётся...

Отношение к элитарности-кастовости фентези формирует вполне определённо - если историческая литература в массе своей показывает средневековую жизнь во всей красе, со всеми своими плюсами и минусами, то фентези в массе своей показывают только обёртку - как уже говорил выше, права определены ещё при рождении, а ответственности никакой. Показывая, что судьбы мира вершат вот такие вот рыцари, шагающие по трупам злодеев и простолюдинов, фактически фентези занимается легализацией элитарности (о которой недавно уже писал). Сиди в грязи и не рыпайся, если ты не избран - вершить судьбы мира должны специально отобранные и обученные рыцари. А ты кто такой? У тебя есть меч и конь, и являлись ли твои родители королями? И владеешь ли ты хотя бы какой-никакой магией? Нет - ну и иди в стойло. Не формирует эта литература у человека ощущения, что от тебя что-то зависит - как правило, наоборот. Хотя исключения и бывают - например, те же хоббиты во "Властелице колец"; хотя для их героических свершений и потребовалось соизволения десятка королей и даже полу-богов. Видите как получается - если на тебя указали большие дяденьки, то ты - Избранный, и можешь быть даже почти что равен королям. Хотя всё равно, за хоббичью тему наверняка Толкиена и любят - он показал, что даже в мире магии и королей мелкая сошка может пригодится.

Что ещё характерно для фентези - в общем-то и для многих других жанров тоже - мозаичность и крайняя замкнутость повествования, даже когда (особенно когда) от происходящего зависят судьбы мира. Крайне редко возникает картина целостности мира - в остальном как будто спектакль с десятком актёров, мира за кадром как будто и нет. Исключения, безусловно, есть, но они единичны, а мир спасать приходится почитай что в каждой второй фентези-книге.
Уже писал в статье про сиюминутность, что современный человек так мозаично и видит мир, вот тут вот главные герои, от их действий судьба мира и зависит, и если не они, то всё, труба. Тогда как в жизни, обычно, если "главные герои" облажаются, просто кому-то другому придётся попариться, и всё равно всё срастётся, только, возможно, чуть кривее, чем могло бы быть. Разрушается чувство причастности, увы.

Вообще фентези-литература в большинстве своём создаёт информационный шум, используемый в качестве информационнонного оружия против самих людей-читателей; они отрываются от реальных проблем и уходят в альтернативную реальность, причём очевидно НЕ имеющую связи с настоящим. В итоге и выводы из подобных думок у людей не вполне настоящие.

Почему шум плох? Вот только что отвели малолетнюю племяшку родителям - когда в доме шумно, великие мысли в голову никак не идут, всё время отвлекаешься на шум и гам и тарарам. А что говорить, когда людям сознательно шумят над ухом, отвлекая их от мыслей?.. Во-от. Конечно, читать про рыцарей и дам много интереснее, чем про унылых деятелей прошлого. И смотреть, как Логоваз с Баралгином потрошат орков, много интереснее, чем изучение быта 19-го века. Но, как вы понимаете, пользы от этого - никакой, в отличие от. К слову, сказать, львиная доля фантастики грешит ровно тем же: "пиу-пиу-ололо, я водитель НЛО" - ровно такой же шум, что и гномско-эльфийская война. Поэтому я отношусь, скажем, к Звёздным войнам ничуть не лучше (а по-правде, так и много хуже), чем к тому же Властелину Колец или Играм престолов - потому что тоже фентези (Сила и всё такое), а уровень ниже, увы. Пиу-пиу вместо звона мечей - это просто фантики, а суть одна и та же.

Да, я знаю, что сейчас народ запарен сверх всякой меры, и ему бы развлечений, а не просветлений. Но развлечения разные бывают; наркотики и водка - тоже развлечения, однако же... Что с этим можно поделать, я, честно говоря, не знаю. Кроме целительных ГУЛАГов и массовых расстрелов пока что ничего в голову не приходит. А по идее должно.

кино, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up