В данной статье буду слегка нескромно упирать на собственный опыт; ну извините, другого опыта у меня нема.
Также в этой статье будет изрядно бОянов - в том плане, что мысли в основном
копетанские, ничего особо нового для людей, которые в теме. Но значительная часть народу не в теме, поэтому - почему не рассказать.
Статья навеяна постом во френдленте - тов.
vaspono умиляется выступлением некой певицы на фестивале "Славянский базар":
Click to view
Нет, в принципе, как бы всё нормально, и голос хороший, и песня не совсем уж инфернально-придуманная, но, думаю, стоит на это на всё посмотреть нашему брату фольклористу, как
баттхерт обеспечен. Казалось бы - что ж вам, проклятым, надо-то? Девочка симпатишная, поёт красиво, текст вроде не сильно пошлый - чего опять не так-то?
Да вот не так. Я уже писать в статье
про фольклор и театральность, что подлинно народные исполнители в песне не играют. Они не кривляются, не изображают какие-то там эмоции (если это не какое-то обрядовое действо, того требующее) - они тупо
искренни. Песня - она в душе, а не на лице и в ногах. И самое главное - ты поёшь в основном для себя, а не для других. И собственно про это и статья.
Начинал я свою "культурную" деятельность в глубоком дедстве, лет 5 мне было, и то помню состояние, с которым выходили тогда на сцену. Это состояние и отличает настоящих музыкантов от попсовиков. Люди, которые сами уверены в степени важности своего искусства, выходят на сцену, чтобы просвещать и культурно развивать людей, то есть относятся сами к себе как к преподавателям и просветителям. Мы в дедском возрасте, конечно, относились к себе как к детям, и вели себя соответственно.
Годик 1984-й на дворе. Ща будет немного беготни!
Фольклористы могут меня поправить, что сцена - это вообще не про то, и будут правы, но допустим будем брать сцену; в деле популяризации от сего богомерзкого места в ближайшем будущем не уйти.
Итак. Выходили мы на сцену, нас там немного выстраивали, и давай мы там бесноваться - практически как в родном Хорклассе (аудитории, где репетиции проходили). Зрители и понять не могли, где нашли таких естественных детей? А всё потому, что у нас и отношение такое было - мы не только зрителей развлекали, но и сами собственно развлекались. Не очень профессиональный подход, зато взаимоуважительный. :)
И у более старшего поколения был примерно тот же подход, только бегали и играли на сцене они поменьше. :)) Они выходили на сцену не только чтобы показаться и развлечь публику - сколько для того, чтобы донести до неё информацию, которой сами обладали. И пели песни со сцены в том числе и для себя.
Видите, в чём отличие от современных артистов? Те выходят, чтобы развлечь и произвести впечатление, а не чтобы донести глубинный смысл и поделиться знаниями. Не преподаватели, а комедианты оне.
На самом деле в народном творчестве практически нет постановочности. От слова "совсем". Если вспомнить недавний
Этнофорум в Томске, то там пол-дня проходило мега-мероприятие "Свадебный поезд" с проходом нескольких сотен людей по центру города, в том числе с перекрытием улиц, с выкупом невесты, благословлением молодых у церкви и т.д. и т.п. (
фотоотчётик можно глянуть тут). Несколько часов действа - и как вы думаете, сколько было репетиций? Ни одной. Накануне вечером за столом руководители поделились на "родню невесты" и "родню жениха" и всё. И всё остальное ехало на чистом экспромте - ну, конечно, организация определённая была, лошадка с каретой, ГАИ и всё такое - но именно участники-артисты не репетировали ничего вообще. Ей-богу не вру. И всё прошло без сучка и задоринки. Конечно, народ там был весьма подкованный, с многолетним стажем - на фотокарточках можно увидеть вполне известные в России лица - но в буквальном смысле никому не говорили куда идти и что ему делать.
Не говорю, что не надо репетировать и нехай всё идёт как идёт - но в народной культуре в самых основах заложена естественность. Ты ведёшь себя так, как тебе хочется, поёшь как тебе хочется, танцуешь или не танцуешь - на твой вкус и взгляд. Это же бардак! - скажут профи от культур. Это фольклор и народная традиция, говорю я.
К слову сказать, к постановочности мы приобщались во времена съёмок разного рода передач кинохроник и на ТВ. На
наших фестивалях, несмотря на наличие телевизионщиков, никакого влияния масс-культуры не было - они работали в режиме репортажа, что увидели, то сняли. Если же мы приезжали на теле-студию, вот тут начинались уже дубли и местами постановки - туда повернись, сюда гляди - это, конечно, было в напряг, но, если честно, наши Нские телевизионщики совсем не лютовали и не заставляли делать всякое непотребство с нашей точки зрения - просто больше театральности и внимания требовали; ну, специфика павильонных съёмок такова, и мы это с малолетства понимали. Что ТВ - не друг человека. :))
Первый слом шаблона у меня случился на съёмках передачи "
Играй, гармонь" - в некотором плане уникальная передача для советского центрального ТВ, которая записывалась вне Москвы. Шёл 1986-й или 87-й годик, я сотоварищи уже некоторый сценический опыт имел, и опыт общения с ТВ также был, но увиденное в некотором плане повергло в шок.
Во-первых, нас поставили в массовку, и вроде бы даже не выпустили на сцену. Может и выпустили, я не помню.
Но главное, то есть во-вторых - передача записывалась с точно такими же дублями, что и павильонные съёмки на ТВ. При том, что в павильонных съёмках участвует один коллектив и операторы, а здесь мало того, что полная коробочка артистов, так ещё и полный зал зрителей! А дело происходило в Новосибирском Цирке, где зал на 2300 мест, и все были заняты - мы стояли в проходе, всё было видно. И если кто-то не так вышел и не туда посмотрел - стоп камера, всё заново, снимаем эпизод с нуля. Куча зрителей сидит и обтекает, а мы дубли сымаем... толково придумано!
К слову сказать, к такому подходу, когда не уважаются ни артисты ни зрители, за последующие годы я настолько привык, что уже не обращаю на это внимания - просто стараюсь избегать подобных "шоу"-мероприятий. В них само отношение к людям какое-то совершенно несовместное с нашим традиционным подходом - когда мы выходим для себя петь и людям показать, а люди приходят поучиться и подсмотреть что-то новое для себя. В то время как для сценической культуры самое важное - это собственно шоу само по себе. Чтобы пипл хавал.
В 1988-м году, уже в составе студенческого ансамбля, приехал на финал КВН с нашей звёздной
командой КВН НГУ - про них можно тоже много чего рассказывать, но это, пожалуй, оффтоп. Что удивило - несмотря на очевидно соревновательный характер программы, все шутки (кроме разминки) были многократно отрепетированы друг перед другом, и в т.ч. перед жюри. Это по эту сторону экрана кажется, что там так всё искромётно и неожиданно - на самом деле все знают, что сейчас будет, и жюри в том числе. Какая-то уже даже не пластмассовость в этом во всём, а чёрт знает что, мертвечина прямо. Нет, КВНщики - команды - молодцы, они на самом деле в подавляющем большинстве - обычные студенты, а из них лепят звёзд эстрады прямо на лету. Но при чём тут весёлость и находчивость, если все жесты и улыбки поставлены заранее и отрепетированы много-много раз?..
Подобный шоу-подход мы видели не раз и не два - в основном в Москве на всякого рода фестивалях, но и в "провинции" тоже частенько наблюдается на всякого рода около-народных мероприятиях. Собственно,
первый содержательный пост моего бложика - именно про такой вот постановочный фестиваль.
Возможно, у кого-то к этой вакханалии искусственного искусства складывается отношение "не мы такие - жизнь такая" и "ничего не попишешь, законы жанра", но я уже писал про то, что у нас в народе подход другой. Не уподобляйся и делай, как тебе сердце велит, по справедливости.
Именно поэтому основная масса фольклористов - любители, которые за свой счёт ездят в поездки, проводят мероприятия, шьют костюмы и тд итп. Никто не говорит, куда нам идти и как повернуть ручку и головку - мы сами всё решим, как нам быть и что делать.
И на людей, которые выходят на сцену для развлечения праздной публики, мы смотрим с изрядной долей скептицизма. Потому что, как правило, они врываются туда заради известности и бабла, а само дело, которое они несут - не говоря уже про зрителей, которых они развлекают - им в общем-то по барабану.
Зато, конечно, тили-тили и трали-вали. Вау-эффект от подобных поставленных специалистами представлений, безусловно, есть. Но я надеюсь, что до народа уже начнёт когда-то доходить вся
неискренность происходящего на голубых экранах.
Потому что - более чем уверен - девочке из ролика в начале статье не то что свои чувства какие-то показывать нельзя - и песню за неё выберут, и массовку поставят, и куда смотреть, куда махнуть ручкой объяснят. Вы думаете, там всё так само собой происходит, два притопа-три прихлопа? Только многочасовые репетиции, только харкдор! В итоге ничего искреннего не остаётся, тупо механическое повторения поставленного номера. Творчество-с, мва-ха-ха...
В оконцовке - традиционное уже видео для иллюстрации. Традиционалисты-фольклористы меня за него могут слегка проклясть - на самом деле это, безусловно, не чистый фольклор - хотя песня и традиционная. Но я лично знаю исполнительницу, это её "постановка" от и до, душа просит вот такого вот. Ну что теперь... если и не совсем традиционно, зато искренне:
Click to view
А вы говорите - хор имени Пятницкого... Уровни сознания разные, и, сильно подозреваю, на данный уровень тому хору не выйти никогда. Увы. Хотя и прикольно поют и танцуют, наверное.