Об основах народной культуры, часть 2

Jan 21, 2012 20:26

<<< К предыдущей части <<<

В прошлой части статьи я упомянул про импровизацию, но не показал, почему это так. Вот, решил развернуть мысль.

Начать хочется, как обычно, издалека.

Сейчас принято относиться к музыке как чему-то такому, сильно возвышенному и чуть ли не занятию для избранных. А в народе к музыке, к пению и игре на инструментах, относились как к повседневному занятию - как к разговорам или там ткачеству. Мы сейчас говорим: "посидим, поговорим", а в общем-то раньше посиделки - это были обычно попевки. Пение и вообще музыка были занятием массовым и всеобщим. Почему сейчас стало не так - скорее всего, сказывается городская специфика, скученность народа; если бы во всех квартирах распевались песни, то жить было бы немного сложнее :); скорее всего, из повседневной городской жизни песня примерно по этой причине и ушла.

При том, что песня была делом повседневным, в общем и целом репертуар песен у каждого конкретного исполнителя в общем-то был существенно ограничен. Да, он зачастую превосходил репертуар средней рок-группы - а если брать в расчёт обрядовые и календарные песни, то превосходил в разы - но в общем вряд ли когда-либо превосходил несколько десятков песен "на все случаи жизни". Причём, в отличие от групп и профессиональных исполнителей, в народе-то песни действительно были повседневным делом - поэтому одни и те же песни пропевались десятки и сотни раз. Естественно, петь одинаково не очень интересно, вот народные исполнители и прибегали к импровизации - один раз песню поют так, другой раз - эдак. У лучших исполнителей - в каждом куплете вариации, иногда даже ритмический рисунок меняется.

Так как одни и те же песни пелись годами, то у старшего поколения они обрастали весьма интересными вариациями. В пределах одного села, возможно, песни звучат слегка однообразно, но, учитывая размах нашей страны, по разнообразию стилей в народной культуре мало какое музыкальное течение может сравниться.

В народной культуре часто использовалось заимствование песен - услышали, выучили, передали другим. Особенно это видно на примере нашей переселенческой Сибири - тут поются песни из Белоруссии, Украины, Юга и Севера страны, но при этом - в местом сибирском исполнении.
Одна и та же песня, прошедшая через несколько губерний, превращается в совершенно другое произведение - которое может походить на оригинал разве что словами, да и то не обязательно.

(Были мы как-то в Москве, несколько лет назад, с КрАсотой совместно, и исполняли там песню про берёзоньку; нас-то она уже забодала изрядно, но какие-то москвичи подскочили и давай выспрашивать, откуда да где взяли эту песню - они уже давно охотились за оргиналом знаменитой песни "Во поле берёзонька стояла", в центральной России она не сохранилась. А мы свой "оригинал" взяли на Алтае.)

Народное пение в основном было акапельным, без инструментов - в редких случаях использовались всякие шумовые, ещё реже - духовые (дудочки, свирельки, калюки), ещё реже - струнные (балалайки, гусли), ну а гармошка и появилась совсем недавно, так ещё и была роскошью. В основном пели просто так, голосом без помощи инструментов. А это далеко не так просто, как может показаться со стороны - подавляющее большинство сценических исполнителей просто не умеет петь без инструментов, это фактически особый жанр пения. Конечно, он не уникален, но тем не менее - петь просто голосом существенно сложнее; да и просто не так, нежели под инструменты.

В общем и целом, конечно, всё это не является исключительной особенностью народной культуры, но тем не менее это показывает, что народная культура - не пьяный ор, а нечто, заслуживающие уважения и изучения.

В конце концов, народная культура воспитывает в каждом человеке творца, а не потребителя. И это хорошо (с).

размышления, культура, фольклор

Previous post Next post
Up