Воображение ...

Oct 23, 2013 00:19



Чтобы Вам  лишний раз не гуглить, привожу некоторые выдержки из Википедии :

Воображе́ние - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах», является воображением.


Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения - фантазия. Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса. «Воображение - психические процессы,заключающиеся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность и как специфическая деятельность ...

Вдумчивым родителям может многое рассказать классификация процессов воображения :
1. По результатам :
- репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть);
- продуктивное (творческое) воображение:
     a) с относительной новизной образов;
     b) с абсолютной новизной образов.
2. По степени целенаправленности :
- активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
- пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
3. По виду образов :
- конкретное;
- абстрактное.
4. По приёмам воображения :
- агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
- гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и/или его частей;
- схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
- акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
5. По степени волевых усилий :
- преднамеренное;
- непреднамеренное.

Очевидно, что для маленьких детей характерны процессы спонтанного непроизвольного и непреднамеренного воображения.Перед нами стоит задача превратить воображение ребенка в осознаваемый а значит и контролируемый/управляемый процесс и далее - в активное/произвольное и преднамеренное действие.

Идея упражнений/занятий родилась после прочтения нескольких статей про т.н. психодиагностические тесты Роршаха. Хотя они немного о другом ...

Очевидные плюсы развития воображения у ребенка :
Развивает творческие ( созидательные ) начала для любого вида деятельности. Приучает/тренирует мозг для выполнения осознанных логических процессов анализа, синтеза, абстрагирования ... Значительно улучшает память, поскольку запоминание и построение ассоциативных связей суть процессы очень тесно переплетенные.

Не очевидные минусы :
При наличии психологических или психических проблем ( возрастных, врожденных или приобретенных ...) слишком развитое воображение не всегда, но как правило, усугубляет эти проблемы. См. спец. литературу.

Суть занятий - Предложите ребенку дорисовать произвольную "кляксу" до реального, сказочного или воображаемого предмета/образа визуально легко опознаваемого. При слабых навыках рисования - предложите рассказать, описать что же он "видит" на "рисунке" ...

Несколько примеров :


Или же :


Или же :


Или же :


Очень хочется верить, что эти упражнения понравятся и многим взрослым :


А вот примеры "взрослого решения" предыдущих клякс :


Родителям советую коллекционировать наиболее забавные, удачные и оригинальные детские решения. В виде альбома ( как для фото, например ). Когда и если! Ваш ребенок станет знаменит ... -))  Вы сможете продать этот альбом где-нибудь на Сотбис (Sotheby´s) ... А почему нет ?...

Для особо продвинутых или ленивых родителей разрабатываю "Генератор клякс".
Пожелайте мне удачи!
Секреты и технологию "промышленного"  изготовления клякс расскажу в комментариях к своему журналу. Если кого заинтересует. И если, конечно, они ( комментарии ) появятся ... хе - хе ...

P.S. Наблюдайте ... Изучайте внутренний мир своего ребенка ... Слишком частые одни и те же ассоциации не меняющиеся с возрастом и уровнем развития  должны Вас насторожить ...
"Таким образом, оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов.
Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или "сюжета" ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами". ( Тест Роршаха. Википедия).
Вот так вот !

Воображение ...

Previous post Next post
Up