Фотография
Вот такая она, наша Гора. Суровая и красивая, всегда фотогеничная и всегда немного загадочная. Бродить вокруг неё можно вечно, и всегда она будет другой, не такой какой была минутой раньше. Никогда не знаешь, чего ждать от неё, к сюрпризам любого рода лучше быть готовым в любой момент. Гора эта (кстати, зовут её странным именем Руапеху) - не что иное как действующий вулкан, готовый в любой момент взлететь в воздух смертельным фейерверком лавы, пепла и всего того могучего боеприпаса, который копится в нём и лишь ждёт удобного случая, чтобы вырваться на свободу. Делает она это достаточно регулярно, закрывая аэропорты по всей стране и собирая к своему подножью толпы народа с фотоаппаратами и видеокамерами в руках. Сегодня она спит, или делает вид, что спит, и прячет своё настоящее лицо за пеленой налетевшего облака.
История
В прошедшее воскресенье наша страна вместе с Австралией праздновала ANZAC Day. Праздник этот стоит особой меткой в календаре Новой Зеландии. Если проводить аналогии, то наверное можно сказать, что этот праздник - нечто среднее между 23-м февраля и Днём Победы в нашем понимании. Он посвящен солдатам, принимавшим участие во всех войнах и конфликтах, в которые Новая Зеландия, какой бы мирной она ни казалась сейчас, умудрилась вписаться за свою недолгую историю. Чтобы было понятно о чем здесь вообще речь, скажу, не вдаваясь глубоко в историю, что ANZAC - это Australia and New Zealand Army Corps, что означает Австралийско-Новозеландский Армейский Корпус. А отмечается он 25 апреля потому, что именно в этот день солдаты этого воинского соединения высадились на берега Турции в районе полуострова Галиполи во время Первой мировой войны. Этот день стал днём славы и в то же время одним из самых трагических дней в истории двух стран.
По поводу операции на Галиполи и самого ANZAC написано много, я не хочу повторять всё то, что легко найти в интернете и библиотеках. Хочу остановиться вот на чём. Меня просто шокирует (в хорошем смысле) то, как подходят к празднованию этого дня в тех странах, которые вольно или невольно были вовлечены в те кровавые события, которые происходили на берегах тёплого Средиземного моря в далёком уже 1915-м году. В этот день в Турцию съезжаются люди из Австралии, Новой Зеландии, Англии. Здесь собираются как официальные делегации, так и простые люди из этих стран, и обнимаясь и плача, чтут память погибших на этих берегах воинов. Я живу в этой стране уже достаточно давно, но почему-то только в этом году, когда я смотрел трансляцию из Турции, меня вдруг туркнула мысль: да как же так, ведь собираются вместе люди, которые были врагами, которые мочились в той войне не по-детски, а сейчас стоят вместе и плачут по погибшим. И потом я подумал: наверное, это еще одна грань наших с ними различий. Я просто не могу представить, чтобы на Курскую дугу или к Мамаеву кургану приехали вдруг из Германии бывшие ЭсЭсовцы и стояли вот так же плечом к плечу с нашими солдатами, и поднимали к небу свечки, и обнимались бы и плакали. И чтобы лидеры двух стран с одной и той же трибуны произносили слова скорби по воинам 5-й ударной танковой армии и по солдатам дивизии СС "Адольф Гитлер". Ну не укладывется у меня это в голове. Я уже и не знаю, как правильно. Может то, что мне это не по душе не значит, что это обязательно плохо?... И вот я опять смотрю по телевизору передачу из Турции, и мне начинает казаться, что только так, только простив и поняв, можно жить дальше. Вот не уехал бы, не грел бы себе голову подобными вопросами, а вот ведь приходится теперь...