Aug 13, 2016 21:05
Цена это всего лишь соотношение количеств обмениваемых товаров (к примеру, 30 р. за 1 кг. картошки, здесь рубли и картошка обмениваемые товары). Гораздо сложнее и интереснее процесс рождения цены.
Обмениваясь, человек отдает то что ему хочется (или ценит) в меньшей степени, а взамен берет то что хочет (или ценит) больше. Разные люди по разному ценят одинаковые товары, благодаря этому сделка становится возможной. Покупатель в меньшей степени ценит 30 рублей, чем 1 килограмм картошки, в тоже время продавец наоборот. Если бы люди желали одни и те же товары в одинаковой степени, сделки бы не заключались.
Схожие рассуждения применимы к услугам. Клиент парикмахерской ценит 500 р. меньше, чем внешний вид своей головы и соответственно получаемую услугу, в то же время парикмахер ценит получаемые деньги на столько, что готов потратить необходимые на стрижку силы и время, т.е. оказать услугу, ради их получения. Если бы парикмахер ценил свое время и силы, как и клиент свою прическу, больше чем 500 р., сделка бы не состоялась.
Ощущение ценности некоего товара или услуги у человека может зависеть от множества факторов, как объективных которые можно измерить (к примеру, суммарная цена затраченных материалов на изготовление продаваемого товара или необходимых для оказания услуги) так и субъективных которые измерить сложно, а порой не возможно (к примеру, сила личного желания обладать товаром или личная оценка собственных сил и времени которые необходимо затратить чтоб заработать определенную сумму денег или изготовить товар). Ценность может меняться во времени, иногда очень быстро. Ценность индивидуальных домов выросла после появления технологий для их благоустройства. Ценность автомобильной дороги вырастет, если человек поселится рядом с ней. Ценность услуг детского сада вырастет, если у человека родится ребенок. Смена моды или времени года, появление новой информации, технологий и т.д все это может изменить ценность товара или услуги для человека на длительный или короткий период как в большую степень, так и в меньшую.
В условиях приближенных к свободному рынку стремление покупателей и продавцов к тому, что бы сделка все же состоялась, толкает цену к значению при котором количество совершаемых сделок максимально. Человек сдающий квартиру в аренду готов идти на уступки, лишь бы найти своего арендатора, чем больше времени он ждет, тем охотнее уступает. В то же время арендатор стремится найти квартиру как можно лучше качеством с насколько возможно низкой ценой, но готов пойти на уступку если без этого не удается найти вариант. Стремление множества людей совершить сделку и получить желаемое приводит к рождению рыночной цены, выше которой арендодателю будет сложно сдать квартиру, в тоже время ниже которой арендатору будет сложно найти вариант.
Не рыночное регулирование цен
Бывает такое что цена рождается не в условиях рынка, а ее устанавливает специальная комиссия в государстве с плановой экономикой. Эта комиссия может подсчитать суммарное количество человеко-часов которое придется потратить на создание товара или услуги, либо придумать что-то еще для измерения "количества вложенного труда" и исходя из этого принять решение о установке цены. Но даже в таком государстве личные оценки людей о ценности товара или услуги никуда не денутся и продолжат существовать (!), но они не будут в полной мере влиять на цену и могут с нею разойтись.
Если цена товара, установленная комиссией, будет больше чем готовы платить люди, на которых этот товар рассчитан, такой товар будет сложно продать, он будет залеживаться на прилавках. От плановой экономики потребуется быстрая реакция для снижения производства этого товара, чтобы избежать напрасного расходования ресурсов.
Если установленная цена товара будет меньше той что соответствует оценкам людей, такой товар будет быстро сметаться с полок. Плановой экономике потребуется нарастить производство этого товара если на это хватит имеющихся ресурсов, иначе возникнет дефицит, очереди и недовольство. Нехватка товара приведет к появлению черного рынка, цена на котором будет соответствовать спросу. Такая ситуация стимулирует махинации в магазинах, на складах и производстве. Будет выгодно, используя связи, доставать товар по государственной цене и продавать его по рыночной. Если такая схема будет объявлена незаконной, этим делом займется криминал. Деньги потекут к бандитам, что сделает криминальный мир больше и сильнее.
Аналогично получается с оплатой труда, если заработная плата на некотором рабочем месте будет ниже той за которую готовы работать люди исходя из своих личных оценок, будет трудно найти работников и удержать существующих, возможно придется заставлять. Если оплата будет выше личных оценок людей, из желающих выстроится очередь, на такую работу будут устраиваться по блату.
Личная оценка человека для схожего труда может отличаться даже в зависимости от места работы. Найти продавца за некоторую плату будет легче для модного современного торгового центра, в тоже время на такую же работу и за те же деньги найти продавца в старый магазин может оказаться труднее. Плановая экономика устанавливает одинаковый размер оплаты за одинаковый труд на весьма обширных территориях, тогда как личные оценки людей могут различаться даже в разных районах одного города в зависимости от работы общественного транспорта, моды, каких-либо удобств района и множества иных факторов, предусмотреть все которые крайне сложно, если не сказать не возможно. Расхождение установленной стоимости труда с личными оценками людей способно спровоцировать недовольство среди населения.
В плановой экономике у регуляторов не получится игнорировать личные представления людей о ценности. Стоимость товаров, услуг и труда придется подгонять под эти оценки что бы избежать чрезмерного роста последствий, но лучше эту задачу доверить рынку.
экономическая теория,
Мысль