Андрей Смирнов о фильме "Жила-была одна баба"

Jun 19, 2011 19:34

Андрей Сергеевич был в программе "Культурный шок". Он снял грандиозный фильм. Я видела его.

О прокате

Я стою перед реальной перспективой, что этот фильм никто не увидит. Две крупнейшие прокатные компании (ЦПШ и КАРО) уже ответили мне решительным отказом, они не видят коммерческих перспектив у этой картины. Они мне объясняют, что публика не пойдет на этот фильм. Но я убежден, что у него есть коммерческий потенциал. И мой главный зритель - это российская провинция, прежде всего. Потому что, это рассказ о том, что случилось с нашими бабушками или прабабушками, и прадедами. Это прошло катком через каждую семью.

О народе

Вот вы говорите, о том, что с нами сделали. А кто с нами это сделал? Евреи, немцы - это ж мы сами с собой это сделали! Мне кажется, что точнее всего, если говорить о глубинном смысле картины, это выразил Константин Леонтьев, сказав в 90-х годах 19 века: «Христианство на Руси ещё не проповедано».
Вы помните, в фильме есть эпизод с героем, которого играет Максим Аверин, который отсидел на каторге за убийство жены.Его герой говорит: «Окаяннее нашего народа нет». "Такой лютости, как у нашего брата, ни в какой земле не видать".
То есть речь-то идет не просто о том, что большевики на немецкие деньги на нашу землю привезли эту чуму. От семьи идет! От того, как в России человек относится к человеку.
Недавно я читал социологическое исследование: сегодня в России 64 или 65% людей заявляют, что они не доверяют никому, кроме своей семьи. Огромное количество молодых людей вообще не видят для себя будущего в России. Что это? Откуда это? В отношении человека к человеку.
Если мы все-таки не нация дикарей, то когда-нибудь мы дойдем до мысли, что сказал Христос: «Возлюби ближнего как самого себя». Пока большинство народа не поймет, что эта практическая заповедь - в повседневной жизни, - то так и будем жить, не доверяя никому и пытаясь «сожрать» друг друга.

О замысле

В 1987 возник замысел, строить начал где-то в 1991 году. Сама мысль о таком сюжете могла прийти только, когда ясно стало, что цензуры действительно не будет. Вот тогда я и записал это в дневничке у себя. Где-то в 90-е годы я начал писать сценарий с большими перерывами.
Но все это время я пытался анализировать сегодняшнюю аудиторию. И в кино ходил, и смотрел, что там за пацаны и девчонки сидят, как они на что реагируют. То есть я понимал, что мне предстоит встретиться со зрителем совсем другим, чем с тем, с кем я имел дело в своей прошлой кинематографической жизни.
Это зритель, воспитанный Голливудом. Но я это учитывал при построении картины. Что сюжет должен быть достаточно острым, что любовная история должна быть интересной, обильной, сильной, - там же три кило любви в картине, понимаете!
И существенное, главное в сценарии стало рождаться, когда я понял, что главной героиней должна быть женщина. Простая русская баба, потому что именно она выносит на себе весь кошмар и гражданской войны, и социальных потрясений, и вот того вырождения народа, о котором говорили вы.

О геноциде

Дело в том, что действительно, по приказанию Тухачевского, летом 1921 года село Кипец было обстреляно ипритными снарядами.Это единственный в мировой истории факт применения химического оружия в гражданской войне. То есть в братоубийственной войне, против собственного народа.
К.Л.: Депутат Владимир Мединский предложил признать подавление антоновского восстания геноцидом русского народа.
- Я очень рад такой инициативе. А что такое Октябрьский переворот, и все, что за ним последовало, и 74 года советской власти? Это последовательный геноцид российских народов. Нельзя сказать «русского народа», хотя жертвы количественные, вероятно, русские понесли самые большие, но в процентном отношении, думаю, что калмыки, или чеченцы, или ненцы, или якуты, пострадали больше. Конечно, это геноцид. И мы должны открыто это признать. По самым скромным подсчетам сегодня, порядка ста миллионов людей погибло за годы советской власти. Война, естественно, «съела» из них 30 или 40, но все остальное - это лагеря, это принудительный рабский труд, это гражданская война. Есть чего вспомнить.

О Ленине

Там есть кусочек, взятый из записных книжек Бунина: «Он и Ленин-то не настоящий, подменили давно!». А дальше я это развил: «А тот куда делся? Поймали его, хотели убить, да ловок дюже, цепку сгрыз, в Китай утек! У него тама в Америке трактир и два паровоза». Шевченков это замечательно играет.

О съемках

Первый съемочный день я не хочу вспоминать, я чувствовал себя крайне неуверенно, чувствовал, что у меня ничего не получается, началось это с тяжелой съемки в Задонске, около Задонского монастыря, с огромной массовкой. Но я с удовольствием расскажу, очень трогательный дня меня случай, на третий день съемки. Мы в степи на берегу Дона в нескольких километрах от Задонского монастыря, который виден вдали. Массовка человек 600: дети, лошади, черти в ступе. Вдруг раздается звонок мне на мобильный, это звонит Андрон Кончаловский из Лондона.Мы однокурсники, это режиссер, которого я ценю очень, люблю его творчество.
Он спрашивает: «Ну как ты, что ты?»
И я ему - я ушел в степь, чтоб не слышали остальные, - говорю в отчаянии: «Ужас, Андрюша! Снимаю такую дрянь, и ничего не могу сделать, ничего не соображаю, вечером в ужасе смотрю, что снял, и перед людьми стыдно, ну хоть бросай».
Андрон ответил: «Ты что, дурак? А ты что ждал? Тридцать лет не снимал, а тут у тебя шедевр из-под рук польется? Да успокойся, утихомирься, пройдет 3-4 дня, руки-то вспомнят!»
Это было очень трогательный звонок от коллеги, он меня как-то ободрил, и действительно, через несколько дней я стал чувствовать себя увереннее.

Об актерах

Были долгие пробы на каждую из ролей, но не на всех. Единственный актер, для которого писалась роль, - Всеволод Шиловский, который не хотел сниматься, я его еле уговорил. Остальные же: и главная героиня (Дарья Екамасова), и все члены семьи - были подробные пробы.
На роль Мадянова никто тоже не пробовался. Дело в том, что я Рому Мадянова помню подростком, когда он снимался у Данелия фильме «Совсем пропащий», играл Гекка Финна. А тут мы столкнулись - он уже взрослый человек - на съемке «В круге первом» у Глеба Панфилова. И как только мы начали текст проходить просто, я мгновенно почувствовал, какой это замечательный партнер, какой это артист, и я ему сказал: «Вы будете у меня сниматься». И на эту роль никто не пробовался, кроме Мадянова.
Я вообще восхищен этим поколением актеров. Восхищен! Ведь в фильме снималось более двухсот профессиональных актеров. С каким энтузиазмом они все работали!

О местных жителях

А бабки тамбовские! Мы подружились же с ними: там же они у нас и поют, и в кадре, и за кадром, они считают, что это вообще про них. Эта земля настолько полита кровью... Мы вот выбрали церковь в селе Кривополянье - она как раз той эпохи, стоит на холме, обшарпанная - это то, что нам надо, сельский храм такой. Вот когда начали снимать сцену расстрела заложников, и выстроили актеров вдоль стены, одна из наших подруг - баба Маня, или баба Катя, не помню, которая из них - привела с собой свою тетку 92-х лет.
И эта тетка мне сказала: «Сергеич, вон где стоит тот бородатый, стоял мой папа, мне было четыре года, когда его здесь шлепнули». Понимаете? Потому так играет массовка, потому что они убеждены, что это про них, про их родителей. Хотя мне приходилось многое им рассказывать просто, потому что «мы же Иваны, не помнящие родства», никто ничего не помнит.
В селе Паревка - огромное село - где в 1921 году в один день расстреляли 80 заложников, а мужики-то все в лесу, у Антонова! И эти 80 заложников - кто? Старики, подростки и бабы! В три приема расстреляли. А сегодня там стоит двухэтажная школа, и музей есть. Учительница меня повела. А кто висит в музее? Председатель сельсовета, убитый антоновцами, и чекист. Я говорю: «Как же так, это же ваших дедов и бабок здесь убивали! И их портреты должны здесь висеть!». А учительница говорит: «Ну а что, нас так учили». Я говорю: «Пора бы уже за эти двадцать лет переучиться!». И повесить фотографии тех, кого расстреляли, кто сражался у Антонова, а потом сидел в лагерях.

О прощлом и настоящем

Вот что мы сегодня такое? Что мы помним про наше прошлое?
У американского философа Джозефа Сантаяны есть высказывание, которое
часто ставят эпиграфом, часто цитируют: «Тот, кто не помнит своего
прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь». И это прямо про нас!
И мы обречены до тех пор, пока мы в своем прошлом не разберемся, не назовем все своими именами, где геноцид - это геноцид! На германские деньги в запломбированном вагоне (ещё несколько миллионов получали от генерального штаба) эта банда приехала! Уже все документы опубликованы, все известно.
А этот людоед стоит в каждом селе, в каждом городе до сих пор, лежит на Красной площади. Вот пока он будет стоять, пока он будет там лежать спокойно - так и будем жить, поедая друг друга.

Для меня это главный фильм моей жизни и единственный, который был сделан в условиях отсутствия цензуры. Где все недостатки этого фильма - это только мои промахи, а не чьи-нибудь. И, конечно, я мечтаю, чтобы Россия увидела эту картину.

Полностью (стенограмма жутко безграмотная)http://echo.msk.ru/programs/kulshok/784982-echo/

кино, культурный шок

Previous post Next post
Up