Смотря на нынешнее изобилие разнообразной атрибутики, предлагаемой футбольным и хоккейным болельщикам, наши давние страдания 80-х, когда спрос на подобное был огромен, а предложение отсутствовало абсолютно, чаще всего вспоминаются с ностальгической улыбкой.
Ни в какие философские рассуждения о воспитании любви к родным цветам или бережном к ним отношении погружаться не буду, а просто расскажу немного про атрибутику тех лет.
Первую розу мне связала мамина знакомая. Сначала нужно было достать шерсть нужных цветов, потом клубки перемотать определенным образом...Помню, как вечерами сидел и перематывал эти клубки в предвкушении...Прекрасно помню момент, когда мама мне торжественно вручила готовое изделие. Я немедленно повязал её и таскал всюду, не снимая, вообще не расставаясь с ней. Честно говоря, сначала она мне не очень понравилась, я хотел обычную розу, а знакомая решила проявить творческую инициативу и к широким полосам добавила узкие. Это сейчас подобный дизайн привычен, а в то время выглядело необычно и немного диковато. Но радость от получения первой розетки быстро затмила моё первое впечатление.
Вязка у неё была крупная, редкая и какая-то рыхлая, что ли, по качеству, разумеется, и в подмётки не годившаяся михневским.
Перед поездкой в Воскресенск, сезон 1988/89.
Внизу в середине Макс С. в моей первой розе. Справа Леший в хоккейной сетке, о которой будет речь ниже. Почему почти все лысые, можно узнать
здесь.))
Михнево! Вот место, где можно было сшить себе самую крутую розетку того времени. Михневское ателье предлагало машинную вязку, поэтому их продукция по всем пунктам превосходила самопальные образцы, и по яркости цветов, и по качеству вязки, и по плотности...Я знаю людей, которые до сих пор носят михневские розы, и они и сейчас почти как новые...
Михнево - посёлок городского типа в Ступинском районе, полтора часа на собаке с Павелецкого вокзала. Потом ещё минут 15 пешком до ателье.
Ездил я туда раз 5-6, но неизменно возвращался ни с чем. То одних у них ниток нет, то других...Сейчас вот думаю, а чего мы туда мотались, неужели не было там телефона, чтобы предварительно договориться и не ездить туда-сюда в пустую?
Один раз, разочарованные очередным обломом, мы с Профом после Михнево попёрлись в Домодедово, где, по его словам, он слышал, было какое-то мифическое ателье, якобы "не хуже михневского". Но в Домодедово поиски ателье результата не дали, и мы, в конец расстроенные, отбыли в Москву.
Помимо вечного отсутствия нужных ниток, михневское ателье мне запомнилось одной интересной деталью. Стены предбанника, разделявшего улицу и вход в само ателье, служили своеобразной фанатской "книгой отзывов". Все они, от пола до потолка, были исписаны фанатскими автографами, буквально испещрены эмблемами клубов, рисунками по теме и кличками побывавших здесь. Можно было бесконечно долго изучать географию Союза по тем картинкам, кого там только не было, от Минска до Перми.
Редкостью там были только подписи зенитчиков, у которых, на их счастье, было какое-то своё ателье в Питере, не уступавшее михневскому.
Крыловскую михневскую розу я так и не заимел. Сначала ходил в своей первой, а потом Миша Художник, уходя в армию, подарил мне свою. Была она длиннющая, метра 3 с половиной, и вязка у неё была получше, чем у моей, хотя и тоже ручная.
Помимо роз, в ателье вязали и пусаки, полосатые джемпера в цветах клуба. Я, кстати, до сих пор не знаю, почему их называли пусаками...Сейчас частенько вижу в разных статьях, что эти изделия называют и "пульсерами", и "пульсаками" даже...Никогда в то время я не слышал таких вариантов, только "пусер" или "пусак".
Массовая мода на них расцвела ближе к концу 80-х. Носили их все поголовно, круглый год...Даже в жару сложно было от них отказаться, а многие просто снимали и повязывали их на плечи или на пояс. Сейчас некоторые вспоминают, что выглядело это нелепо, например, 50 человек на выезде, и 40 из них в одинаковых пусаках. Не знаю, мне нравилось. Ярко, эффектно, да и сразу определяли себя, без слов давая понять тем, кто в теме, зачем и откуда приехали.
Мода на пусаки, возможно, одно из немногих маленьких отличий истории нашего отечественного фанатизма от зарубежного, западных аналогов такого масштаба, как у нас, я на разных олдовых забугорных фото не видел.
На праздновании 40-летия клуба, с командой и пацанами из СДЮШОР. Несколько наших пусаков и флаг в цвете.
На этой фотке, кстати, Алексей Морозов мелкий присутствует среди игроков школы.
Интересно, что питерские пусаки пошивом отличались от подмосковных. Я не спец по выкройкам и прочему, поэтому не смогу вменяемо объяснить дизайн. Если михневские пусаки шились по фигуре, то питерские были свободнее, типа балахона, чуть-чуть шире в плечах, руках и в туловище.
Мне питерский вариант всегда нравился больше.
Горький (Нижний Новгород).Сезон 86/87.
На фото хорошо заметно отличие в пошиве пусаков. Слева наш Папен в крыловском, а справа питерский армеец Остап в пусаке из Питера.
В связи с ниточными проблемами пошив крыловских пусаков в Михнево был для нас непреодолимой задачей. Паре-тройке человек повезло, а нам, мечтавшим быть в тренде того времени, оставалось только завидовать везунчикам.
Наша компания тогда обитала во дворе дома номер 3 по улице Ярцевская. А в этом же(или соседнем?) доме размещалось на первом этаже трикотажное ателье. И вот мы как-то, на удачу, абсолютно не рассчитывая на положительный результат, зашли туда и поинтересовались, могут ли они связать такой вот пусак.
- Можем!
- И нитки нужные есть?
- Есть!
Оставалось только беспокоиться за качество, поэтому решено было связать один на пробу. Результат нас порадовал, не Михнево, конечно, качество вязки и ниток другое, но на безрыбье, как говорится...Да и производство, можно сказать, не отходя от дома.
В общем, через несколько дней мы, довольные безмерно, уже щеголяли в новеньких красно-бело-синих пусаках...Стоило удовольствие, если не ошибаюсь, рублей 25 за штуку.
Игровые футболки в то время приобрести было практически невозможно, а вот хоккейные сетки всё же как-то добывались, и частенько на футболе можно было увидеть людей в "хоккейках" любимого клуба. Доставали их обычно случайно, через вторые-третьи руки у каких-нибудь барыг.
Выклянчить у хоккеистов сетку представлялось задачей почти нереальной, хоть и пытались.
У нашего Лешего была синяя сетка Феди Канарейкина. Не помню уж, как он умудрился её достать, помню только, что дико ему завидовал всё время, а он с ней практически не расставался ни зимой, ни летом, ходил в ней и в путягу, и на работу, и гулять...
Когда у нас на ВИЛСе решили создать клуб болельщиков, руководство клуба подкинуло нам штук 20 сеток. Но дизайн их был настолько безумен, что я брать даже себе не стал, тем более, к тому времени уже пусаки были пошиты. Тем не менее, 20 одинаковых синих сеток у нас на секторе разом появились.
Осень 1988, перед кассами. Слева Леший в своей неизменной сетке, дальше две розы самопальные, у меня уже розетка Художника, а у пятого слева - михневская. Справа две сетки дикого дизайна.
Отечественная текстильная промышленность того времени, сама не подозревая об этом, сделала большой подарок фанатам "Крыльев". Старшее поколение помнит, наверно, вязаные красно-бело-синие шапочки, которые иногда можно было купить в "Спорттоварах". Далеко не везде и не всегда они были в продаже, но, кто ищет, тот всегда найдёт, срабатывало одно из ключевых слов тех лет - "достать". Игра стоила свеч, т.к. шапка эта была исключительной по качеству вязки и по яркости цветов.
Некоторые вышивали на ней самостоятельно буквы "КС", или значок с эмблемой клуба прикалывали.
Вот Проф не поленился вышить эмблемку на шапке. Сезон 1986/87, Рига.
Флаги шились в домашних условиях, просто сшивались или нашивались друг на друга полосы ткани нужных цветов. Но особенно ценились, конечно, "родные" шёлковые флаги. Разжиться таким было непросто, но возможно.
Обычно во время разнообразных физкультурных мероприятий того времени, на спортивных площадках, для красочности и праздничной атмосферы, вывешивали флаги разных спортобществ. Запасясь долей наглости, смекалки и везения, можно было иногда подрезать нужный тебе флаг. Это был, пожалуй, основной способ добычи "родного" флага. Флаги "Спартака" или "Динамо", например, вывешивали почти везде и всегда, а вот флаги "Крыльев" были редкостью...Всего у нас на трибуне было штук 5-6, не больше, таких.
Покупая флаг с рук у удачливых похитителей, если правильно помню, нужно было выложить от 5 до 15 рублей. Особенно ценились, почему-то, флаги с орденами Ленина. Касается других московских клубов, у "Крыльев"-то никаких орденов не было никогда.))
А в самом конце 80-х-начале 90-х, когда у людей стала просыпаться историческая память, я видел такие флаги с вырезанными орденами, когда на месте физиономии Ильича на знамени красовалась дыра, аккуратно сделанная ножницами.
Вот так мы и жили. Что-то делалось самостоятельно, за чем-то приходилось охотиться и "доставать". И каждый артефакт в цветах клуба ценился если не на вес золота, то уж точно на вес частички души, вложенной в его создание или приобретение.