Dec 19, 2011 18:04
После окончания работы над «Пятью сантиметрами в секунду» известный режиссер Макото Синкай заявил, что большинство его предыдущих произведений рассказывали о людях, вынужденных расстаться с теми, кто им дорог.
Теперь же он захотел развить эту тему дальше и создать фильм о том, как преодолеть эту потерю. Громкое заявление, ровно, как и ажиотаж, вокруг да около премьеры и проката Hoshi o Ou Kodomo.
Это вылилось в долгие ожидания, пересуды и разнообразные толкования. И логичным итогом всех сомнений и опасений выступил личный триумф перфекционизма.
Напряженный и, несомненно, авторский труд с тщательно недорисованным пафосом (ибо музыкальное сопровождение предрасполагало), и аккуратно купированной экзальтаций (так и иные мизансцены в трейлерах заранее настраивали и расстраивали).
Как известно - перфекционизм проявляться в стремлении довести любое действие до идеала, скрупулёзности, повышенном внимании к мелочам, в гонке за наилучшим результатом.
Спорить не приходиться, на сей раз Синкай довел свой стиль до уровня классических работ Хайяо Миядзаки, с которым прежде, авансом, его не раз сравнивали. Это вызвало яростную полемику и споры, которым вероятно уготована судьба, растянуться еще на многие годы вперед.
«Ловцы забытых голосов» - громкое эхо налетевшей издалека-далеко печали. Едва слышный, среди наносных помех восприятия и посторонних шумов заимствований, голос детских потерь и шепот взрослых горестей.
Приобретение искушающих знаний о тех дорогих и родных, что покинули их и нас, и взаимосвязанная отдача. От героя к герою, от полукровки к закоренелому чужаку, от одного близорукого персонажа к другому полу-глухому критику.
Неслучайно подслушанная из подсознания Макото Синкая грустная мелодия - с лейтмотивом о конечности любой жизни и тяжести бессмертия души. Ведь так только тяжелее, когда любовь к финалу просачивается меж пальцев, а годы разлуки все так же неспешно ползут от даты к дате на календаре.
Яркие и разноречивые оттенки чувств, на фоне приближающейся тени, всполохи идей, языки теплых, иногда даже обжигающих мыслей и вечно тлеющие угли концепции. Неосязаемые, как сны младенца или пепел прогоревшей дотла разлуки - рекапы, и вязкие и осязаемые как разлагающая плоть, кошмары.
Потерявший руку Сэн и однорукий Хранитель, жадные до знаний спец.службы и вечно голодные Пожиратели, люди рвущеюся за Врата и мальчишка, сбежавший в мир - поездов, беременных учителей и вечно занятых на работе, матерей. Пронзительная прощальная песня и тихая смерть белко-лиса - разные грани одного и тоже.
Всё слишком взаимосвязано, и закольцовано: чаяния и неосторожные надежды, многозначащие поступки и однозначные взгляды на происходящие, чтобы, списать трудности перевода для каждого среднестатистического безликого, словно призраки с горящими глазами, зрителя - на незрелость, сумбурность Синкая как драматурга.
Непривычный для Синкая драйв, монстры и блеск обнаженных клинков и темнота приближающего мрака, ожившие кошмары и страшно реализованные мечты.
Пластика фантастических существ достойная лучших анимационных находок «Джибли», бурлящая жизнью (viva vita) жидкость во всех её ипостасях от пузырящейся слюны Хранителей до бурных вод рек и ручьев затерянной страны Кетцалькоатлей.
Гибкость, и грациозность движений человеческих персонажей, открытость мимики и экспрессивность моторики - Синкай растет над своими любимыми стеориотипами, да так, что любой «чайник», уже может обойтись без поминания «проводов, перекрестков и электричек».
Изначально заявлен диаметрально противоположный образ мировоззрений, в Аид нисходят два Орфея, но у них разная Эвридика и уж точно разная Муза.
А конфликт усиливается до почти неразрешимого. Ведь без новых жертв дилеммы: «выбрать - ради жизни, смерть для другого», не дотянуться до желанного приза. Не вырвать из рук древних - самое дорогое и заветное, не потеряв части себя, быть может, самого главного - ростков милосердия в сердце.
Чем искреннее Асура, тем более резок и погружен в себя Морисаки, два контраста, два человека идущие разными путями в едином направлении.
Впрочем, в характере этой воистину миядзаковской барышни (комплемент выше всяких похвал) быть не по годам мужественной и ответственной. На вот такую, чересчур, трудолюбивую персону, вечно готовы повышать обязанности старосты, хозяйки дома, и воспитателя для своей вечно занятой мамаши.
Даже суровый и стойкий к походной жизни воина Морисаки, не скрепя сердцем, готов возложить на неё заботы по созданию уюта и питанию бренного тела.
Асуре - не дают поблажек, малознакомый лидер чужого народа поручает родного ребенка, спутник по странствиям - относиться как равному, не щадит и не балует. Спасение, даже если оно приходит на время и почти уже не вовремя - надо заслужить, не красивыми глазами и вымученными слезами.
Как не парадоксально звучит, но Асура едва ли не идеальный пример для каждого мальчишки в любом сёнене, лишённая грубого натиска, свойственного для тинейджерского запала, который проскальзывает в том, же Сине.
Что поделать - эмансипация берет своё, девочки самостоятельно начинают свой поиск мужского идеала для отца и мужа, дело Навзикаи, обретает новое прочтение.
Также многомерности созданных образов в «Ловцах забытых голосов» способствует отсутствие классических злодеев - простых побуждений и однотипных персонажей.
Лишен он канонических сподвижников, есть только ненужные пророки и пришлые анапологеты. И куда больше оттенков и полутонов, чем принято для сказочной (special kodomo) палитры чувств и оценок
.
Рискнувший, многое узнать - потеряет больше чем, любопытное око, отважившийся пересечь границы - падет, блеснув на прощание, огоньком несбыточной мечты. Все возвращается на круги своя, мертвым быть хранимым в памяти, потерянным, но живым - быть забытыми на краю заповедных земель.
«Ловцы забытых голосов» - это сага с интронациональной, общечеловеческой фэнтазийной окраской, где смешались кривые восточные клинки и остроконечные лошадиные попоны крестоносцев, ковровые узоры кочевников и религиозные традиции культур оседлых ремесленников.
С верным психологической расцветкой мотиваций - Асуна и сама, точно не знает, зачем готова отправиться в путь - дабы найти Сэна, или всё же чтобы обрести умершего отца.
Зато перед взором Морисаки - есть только путь вперед, не смотря на трудности, скорее вопреки возникающим сомнениям и препонам общепринятого долга «зрелого учителя и новоявленного старшего брата». Свои долги он оставил, пересекая границу Агры, тем больнее достанется для неразборчивого в средствах, при достижении желанной цели.
Отдельные фирменные особенности раскадровки Синкая - пролетающие птицы, цикады и прочая отрада энтомолога, искренняя робость подростка, безграничные облака и безбрежное звездное небо, слабая надежда на встречу и тяжкий путь к ожидаемому воссоединению.
Новым следует назвать игру с бликами на предметах, драматургически задействованными в сценах. Блеснувшее лезвие кинжала или часть ружья как преддверие нарастающей опасности. Блики на очках устремленного только на одной цели Морисаки, и они же на разбитой музыкальной шкатулке, в момент потери всех жизненных целей и ориентиров.
Сияние голубого кристалла и пелена почти полярного сеяния, множество примеров и способов проведения ключей (клавишей) для детального погружения.
К проявлению перфекционизма можно отнести и энергичный напор сценария, бег, от события к происшествиям, обязательное «хождение за три моря» и долгий путь до обретения цели и смысла, непересеченные прежде нити дорог и поросшие мхом тропинки судеб.
Он лишил мир Агарты части деталей, но оказался щедр на богатства трактовок. Композиционно «Ловцы забытых голосов», со всеми своими 116 минутами течения, куда ближе к эпику с горьким философским подтекстом, чем к головоломному магическому квесту или открытости транстерриториального адвенчера.
В итоге все получили свое: довольные и не очень, преданные и ярые сомневающиеся. Рука взрослеющего мастера с узнаваемым подчерком, в котором вплетены и «пасхальные яйца», подсечки-реверансы и ловкое обыгрывание цитат.
Древние цивилизации, подземный мир умерших и человеческий мир не смирившихся чувств и необузданных временем и пространством желаний. Пестрый и красочный, окружающий героев и череду событий, сказочный фон - так и оставшейся, на сей раз, декорацией, не затмивших характеров, и не заслонивший прихотливого орнамента сюжета.
Тот же самый перфекционизм сыграл со зрителем злую шутку - к изначально завышенным ожиданиям присоединился скептицизм и буквоедство. Вот только на все возможные претензии к фильму и его создателю, следует указать на созвучный фильм «Brave Story», с которым также было связано немало кивков в направлении основателя Studio Ghibl.
Вот только в случае проекта Gonzo - получился блокбастер в пересказе ребенка, который в упоении перескакивает все, кроме самых-самых красивых и забойных сцен.
Что, где, когда и общая концепция понятны, но, если нужны связи и перекрытия - строить и додумывать надо самостоятельно. И потому свободного места, рыхлости и аморфности сценария, непростительно много. Кто виноват, исходный вариант или студия, неважно. Умение обыгрывать классические цитаты, или те же узнаваемые дизайны - мастерство доступное единицам.
Посмотрите «Ловцов забытых голосов», если не окажитесь, захвачены творческой эволюцией Синкая, хотя бы приобщитесь к тому, как твориться история.
История одного одержимого перфекциониста, новелла о том, как можно расти в высоту, не зацикливаясь на взятые ранее вершины, не боясь реализовать мечты - не смотря на натиск индустрии и всевозрастающую популярность.