30 апреля 1945 г. ушел из жизни Вождь немецкого народа, Имперский Канцлер А. Гитлер. Обстоятельства этого ухода туманны: скорее всего, он выстрелил себе в голову, но есть и много тех, кто предпочитает обсуждать вариант с ядом.
Этому событию и тягостной обстановке тех дней посвящен в высшей степени достойный фильм «Крушение» (2004) О. Хиршбигля, попавший в Россию под названиями «Бункер» или, ближе к оригиналу, «Гибель». Третий на тот момент по стоимости немецкий фильм почти сразу же был признан культурным достоянием, номинировался на Оскар и сорвал ряд наград поскромнее.
Два года спустя автор популярных комиксов В. Моэрс, отталкиваясь от этого фильма, создал полноценный, притом уже третий по счету рисованный сюжет о «нацистском свине Адольфе» - «Адольф - Бункер. Трагикомедия в трех актах». На что мог расчитывать несчастный Вождь под пером саркастичного автора легко догадаться, видя одни только имена самых популярных его героев: Маленький Засранец (не по возрасту умный и беспардонный сорванец, непременно доводящий взрослых до психбольницы), Старая Перечница (дожидающийся смерти пенсионер, желчно комментирующий окружающее), Хероль (с Херолевой - искажение титулов подчеркивает главную проблематику их отношений). Но, при всей симпатии немцев к этим героям, речь шла все же о комиксе, который не мог даже мечтать о тиражах на уровне В. Пелевина. Ни один комикс еще никогда не стал бомбой - даже комиксы про Тарзана и Супермена.
Бомбой стал мультяшный видеоклип «Ich hock' in meinem Bonker» («Я сижу в моем бункере»), созданный для сетевой раскрутки комикса и прилагавшийся в виде DVD к полиграфическому продукту. Его буквально взрывная популярность стремительно приобрела масштабы, совершенно недоступные для комиксового альбома: немецкая «Википедия» называет более 2,5 млн. просмотров на YouTube, 3,6 млн. - на MyVideo, включение в программу немецкоязычного MTV и вхождение в немецкие чарты, перевод на английский и французский языки.
Click to view
Для тех, кого все же интересует, а что Адольф там, собственно, говорит, я сделал незатейливый, но весьма близкий к тексту перевод - правда, сохранение исходного ритма «регги» я не обещаю. Удобства ради выделяю основные части:
1. Голос за кадром на титульной заставке:
Берлин, 30 апреля 1945
Мир пылает, Германия усыпана обломками и пеплом, у Японии дела уже тоже идут не больно хорошо.
Но один человек не поддается унынию.
*** *** ***
В бункере Вождя еще горит огонь…
2. Адольф в уборной:
Я сижу в моем бункере в центре Берлина,
У меня есть цианид и полным-полно бензина!
Авиация - фуфло, и армия, и флот,
Вторая Мировая кайфа больше не дает.
Капитуляция, я думать не желаю о ней,
Три метра стали и бетона есть над головой моей.
Капитуляция, не-е, не-е, у меня же есть Блонди - и бутылка Шантре.
3. Рефрен (отражения Адольфа в зеркале):
Адольф, ты старый нацистский свин, ну сдайся же, наконец. (Адольф: Нет!)
Адольф, ты старый нацистский свин. (Адольф: Вы же просто придумали, что я капитулирую!)
Адольф, ты старый нацистский свин, ну сдайся же, наконец. (Адольф: Я не капитулирую никогда!)
Адольф, ты свинья.
4. Адольф в ванной:
Пятьдесят три державы объявили мне войну
И бомбят они не Англию, бомбят мою страну.
Эти бомбо-эскадрильи союзников так злят,
Они не только бомбы мечут, они уже ковром бомбят.
Никому я не указ, всяк, что хочет, творит,
и за этими делами точно Черчилль стоит,
эта боль не отпускает меня даже во сне, я стою здесь один с Блонди - и бутылкой Шантре.
5. Рефрен (ванные уточки с головами Адольфа):
Адольф, ты старый нацистский свин, ну сдайся же, наконец. (Адольф: Нет, я не капитулирую.)
Адольф, ты старый нацистский свин. (Адольф: Я не капитулирую никогда!)
Адольф, ты старый нацистский свин, ну сдайся же, наконец. (Адольф: И вообще, ни в какие ворота уже не лезет, что за этим всем Черчилль смеется в кулачок. Нет, этот Черчилль! Я не капитулирую! Я не капитулирую никогда!)
6. Адольф с овчаркой:
Ну вот - все хорошо, Блонди, все хорошо, Блонди!
Да - мы не капитулируем. Нет, никакого страха, нет.
Мы, вероятно, еще даже сможем выиграть эту войну.
Я это так вижу.
Я, собственно, даже совершенно убежден.
7. Голос Адольфа во время финальных титров:
Ах, наконец наступило облегчение… хм … Вальтер Моерс? … хм-хм … так-так …
СТОЙ! Ну, это же слишком быстро! Подай-ка сейчас назад! Стой!
Хм … ну … здесь же все по-английски - смешно …
ГФП - «Главный Фождёвый Пункер» … вероятно, ошибка в написании.
Всего лет за десять до этого российскую культурную общественность взбудоражило и раскололо «письмо 42-х» - призыв части творческой элиты страны к тогдашнему президенту Б. Ельцину утвердить «новый российский порядок» методами нацистов и большевиков. Список тех, кто этот призыв подписал, до сих пор вызывает у меня дрожь.
И когда я пытаюсь сопоставить эти два таких разных по драматизму и масштабу события, я чувствую, что последний съезд тоталитаристов всех мастей точно будет принимать не современная Германия - проведут его, скорее всего, где-то на необъятных просторах моей бывшей…