Mar 25, 2011 14:26
Писательская обчественность вновь забурлила. Их снова таки «грабют»! Теперь электронные библиотеки...
Несколько месяцев назад я одному из таких вот возмущантов писал, что странно слышать стенания по поводу гибели печатной книги. Все проходит - пройдет и печатная книга. Вас же не беспокоит, что переписчики «убили» сказителей, издатели - переписчиков? Ну, видать, пришло время «дигитальщикам» убить издателей. И мы присутствуем.
Я думаю, в действительности переживать из-за гибели издательского дела сильный писатель не будет - переживать будут ремесленники, специализирующиеся на проталкивании туфты в глянцевых обложках и с отпадными отзывами... т.е. люди, находящиеся в зависимости от издательского процесса. Ведь сама книга к издательскому процессу имеет мало отношения. Книга (неграфоманская) адресована мне, читателю. А издательский процесс заострен на извлечение денег из кошелька.
В умах писателей проблема стоит на голове. Вместо «пишите, это читают» стоит «пишите, это издают». Писатель-возмущант никогда не напишет ни «Повелителя мух», ни «Улитку на склоне», ни «Доктора Живаго». Он напишет ровно то, что сможет выгодно продать издатель. Никто в России сейчас не возьмется напечатать ни «Повелителя мух», ни «Улитку на склоне», ни «Доктора Живаго» как литературное явление, потому что издатели продавать их не умеют. Они умеют торговать только попкорном или преапортовыми брендами. Поэтому и возмущанты - это изготовители попкорна или владельцы брендов массового пошива.
Меня, читателя умной книги, ну вот абсолютно не интересует, сколько продавцов попкорна (издателей) и его изготовителей («пейсателей») умрут от голода. С. Лукьяненко сказал, они - планктон, который необходим для выращивания китов уровня Стругацких. Ерунда! Я хорошо вижу и понимаю, что никакой они не планктон, который нужен китам (от литературы). Планктон - это мы, читатели. А «пейсатели» и их издатели - это медузы, которые никогда не станут китами. Они так и останутся медузами - только уже размером с телевизор и отрастят щупальца под 12 метров. Жрать они будут при этом немеренно, не оставляя, кстати, планктона и молодым литературным китятам. Что, между прочим, сейчас и наблюдают реально специалисты в донных экосистемах норвежских фьордов.
Электронные библиотеки - это реальный путь поставить зажравшихся медуз на место. Это хоть какая-то отдушина для тех, кто не хочет носить «москвашвею». Если пиратские сегодня библиотеки легализовать, заставить конкурировать - это пойдет на пользу литературе. Запретить? Я все равно не буду жрать попкорн. Даже украшенный крутым брендом. Мне подавай мясо.
Прямая продажа книг - единственный доступный сейчас писателю без имени способ стать известным писателем, а не «пейсателем». Это проблема исключительно литмамонтов - заставить порталы-библиотеки платить им авторские. И проблема, кстати, быстро решается, как только они согласятся не диктовать цену. Заплатили Васе Пупкину за перевод раритетного «Расовые различия мужских гениталий» 6 раз по 50 талеров - здорово! Заплатили Сергею Мастодонтенко за три тома «Генерала впечатлений» 50 раз по аж 6 талеров - тоже пусть скажет спасибо. «Пеши исчо и палучши» - может, «Автострады кошмаров» пойдут уже за 16...
И никто не останется обойденным!
А бой - он, собственно, «пейсателями» (и издательствами) уже и проигран...
свобода,
писатели,
менталитет,
библиотеки,
книги,
литература