Прага встретила дождем и чуть не ураганом. Первое, что увидела в центре -- Пороховую башню, второе -- летящий в меня алюминиевый рекламный щит, еле увернулась. Купленный в Москве хвалёный сверхкомпактный и особо прочный зонтик, специально защищенный от ветра, первое, что сделал, -- вывернулся наизнанку (и сломанную спицу бедняге починили только уже дома). Все, что успела сделать в первый день -- это зайти в "Биллу" купить еды, и марш-марш в отель, бегом, под проливным дождём.
На следующий день, и потом на третий -- видимо, в порядке компенсации, стояла неправдоподобная жара и нещадно пекло солнце; я приобрела типичный загар стадного туриста-идиота: обгоревшие плечи и нос, белое всё остальное.
К слову о стадном туризме. Теперь я знаю верный способ испортить себе впечатление от любого города, будь то Вена или Прага. Надо пойти в этом городе на обзорную экскурсию. Вы будете перемещаться по центральным улицам в толпе соотечественников (которые в толпе по привычке ведут себя как в общественном транспорте); вас будут останавливать на ничем не примечательных углах, а ещё лучше -- посреди неинтересной, но оживлённой улицы, и долго вещать что-то заученное про здания и памятники, которых с этой точки не видно. Вас поведут гуртом обедать в кафе -- выбор экскурсовода; вам будут раздавать рекламу партнеров. Вам будут часто и настойчиво напоминать, что надо сходить в туалет. В уютном месте, где вам хорошо -- остаться не получится, ведь так мало времени; зато на Вацлавской площади, на пересечении всех окрестных дорог, мы давайте будем стоять без особой надобности минут двадцать.
Слишком многое зависит от гида. Из шести экскурсий два раза мне повезло, были милые интеллигентные дамы с хорошей речью. Про остальные дни с благодарностью могу вспомнить лишь организационную сторону.
И тем не менее впечатление от этой поездки осталось огромное, и я ещё долго буду рассортировывать фотографии и воспоминания. Потихоньку начну выкладывать и здесь.
Прага, при всей её невероятной красоте -- красота тут просто валяется под ногами, настолько её много и настолько она привычна -- не вызвала сразу особой любви; но сейчас-то я понимаю, что просто должно пройти время. Безусловную любовь и восхищение в Чехии у меня вызывают две вещи: карандаши "Кохинор" и пражская система городской навигации (плюс навигация в метро).
Названия станций написаны над вагонами, их видно и когда оба поезда стоят на станции.
Указатель направлений: всё очень наглядно.
На станции -- кнопка экстренной остановки поезда.
Чешский язык местами не нуждается в переводе.
Местами интригует.
"Слева" -- это скидка, всего-то.
Местами чешский -- вылитый украинский.
"Еврейский музей":
Кладбище.
Улица на месте бывшего Еврейского города. Одно из самых тихих мест.
Дом на месте дома, где родился Кафка.
Синагога.
Ну и Майринк, конечно.
Я шла сюда:
А тем временем у Карлова моста мужики курят кальян на абсенте.
Красоты кругом -- бери не хочу!
А недалеко -- "самая узкая улица в мире", та, где двоим не разойтись, а движение регулирует семафор.
С самой узкой улицы открывается самый милый в мире вид.
На окраине красота растет буйно и как попало, настигает -- внезапно.
Застенчивые ползвездульки.
Опять красота. Казалось бы -- сколько можно!
Спальный район.
... в котором растут персики.