Вот и прошла очередная годовщина, не к ночи будет помянутой, украинского референдума о независимости, который, по сути, стал спусковым крючком для развала СССР. Почему-то из главных причин такого нелепого и саморазрушающего голосования украинцев называют шкурно-экономические: «Москали все сало з’їли».
Действительно, исmso-ansi-language:UK">куственное взращивание ЖЛОБСТВА сыграло не последнюю роль. На фоне нарастающих экономических трудностей, удалось убедить население страны, что жить на хуторе краще, чем в селе. И, что наши кабанчики - самые вкусные и упитанные в мире.
Но не последнюю роль сыграли и гуманитарные вопросы. Задолго до референдума в среде жителей Украйны стал культивироваться некий комплекс неполноценности. Этот миф живуч и сейчас: миф о «младшем брате», которого постоянно унижал, оккупировал и геноцидил «старший брат». Существует устойчивое мнение, что долгие годы советский кинематограф эксплуатировал образ украинца лишь в качестве предателя или же куметного, простодушного и недалёкого провинциала-селюка.
Остановимся внимательнее на сём постулате. Из всего многообразия советского кинематографа я выбрал пять лент, пять фильмов из золотого фонда советской культуры. В них - история советской цивилизации, показанная через призму пяти персонажей-украинцев, воплотивших лучшие качества советского человека:
mso-ansi-language:EN-US">1. 1 . «Трактористыmso-ansi-language:EN-US">» (1939год).
Образы Назара Думы и Клима Ярко воплотили в себе идею созидательного труда 30-гг. ХХ века и решимость советского человека защитить результаты этого труда.
2. «В бой идут одни старики».
Click to view
Не мог пройти мимо этой ленты. Пришла война и вчерашние мирные люди пошли защищать родную землю, которая являлась общей Родиной и для узбека «Ромео», и для молдаванина «Смуглянки», и для грузина Вано Кобахидзе. Но и на войне, среди смерти крови и жестокости, они оставались людьми и тянулись к прекрасному, к любви, к искусству. Персонаж гениального Леонида Быкова, комэск капитан Титаренко по прозвищу «Маэстро», олицетворяет героико-патриотическую, а также лирическую струю общества, которое мы потеряли.
3. «Дорогой мой человек» (1958 год).
Click to view
Владимир Устименко - образ цельного и сильного советского человека, оставшегося верным своим идеалам. Пример долга, чести, преданности делу, которому служит, и верности любви, пронесённой им через всю свою жизнь. Нравственный идеал советской эпохи!
4. «Дети Дон Кихота» (1965 год).
Click to view
Врач-акушер Петр Бондаренко - воплощение гуманистического характера советской цивилизации, квинтэссенция человечности и подлинной интеллигентности.
5. «Экипаж» (1979 год.).
Click to view
Командир экипажа Андрей Тимченко - образец высочайшего профессионализма в сочетании с чувством ответственности за других людей.
Пять украинцев, пять персонажей, по которым можно изучать историю Советской Империи. Пять граней советского характера.