Click to view
Умиротворение Талибана и благополучие в Центральной Азии.
Что такое умеренный каннибал? И чем он отличается от радикального каннибала? Должны ли мы называть умеренным того, кто предпочитает жареную человечину, а радикальным того, кто ест человечину в сыром виде?
Я задаю себе подобные вопросы каждый раз, когда слышу, как западные лидеры говорят о перемирии с умеренными членами Талибана. Кто они такие? Что это значит умеренный член Талибана? Я не знаю. Я знаю, что такое Талибан, но я не знаю, кто такие умеренные члены Талибана.
Не важно, кто это заявляет - пресс-секретарь Белого Дома, министр иностранных дел Великобритании, или Министр Обороны США, который в январе 2010 сказал: «Талибан является частью политического рисунка Афганистана» - или президент США Барак Обама, который призвал открыть дверь для членов Талибана, которые отрицают насилие. Как себе президент США представляет члена Талибана, отрицающего насилие? (Смех в зале) Он сделал это заявление в мае этого года на пресс-конференции в Белом Доме, не так ли?
Но какая разница, кто сделал это заявление - президент США, или бывший особый представитель США в Афганистане и Пакистане Ричард Холбрук, или кто-нибудь другой? Какая нам разница, будет ли реализован сценарий Холбрука, когда в Афганистане власть перейдёт к Талибану, или будет реализован сценарий Роберта Блэквилла, который предложил разделить Афганистан на две части - северо-западную под контролем Кабула и на юго-восточную под контролем Талибана? Оба варианта будут иметь один и тот же результат - переход Афганистана под контроль радикальных исламистов под присмотром Пакистана, который использует этих радикальных исламистов в своих геополитических интересах. Роберт Блэквилл, Роберт Гейтс, Хиллари Клинтон, Барак Обама - они все сейчас обсуждают условия американской капитуляции перед радикальным исламом в Афганистане. Они обсуждают только эти условия капитуляции перед радикальным исламом в Афганистане и ничего более. Только это и ничего более! Они спорят только относительно тактики. Одно ясно - любая капитуляция будет победой американской дипломатии.
Давайте, например, возьмём новые резолюции Совета Безопасности ООН 1988 и 1989. Что сказала Сьюзан Райс - американский представитель в ООН - что они послали ясный сигнал для Талибана - те, кто отвергает Аль-Каеду, те, кто отвергает насилие, и кто соблюдает Конституцию Афганистана, у тех есть будущее.
Любой, кто когда-нибудь был в Афганистане, знает - если ты в Афганистане будешь отвергать насилие, у тебя будет только одно будущее - ты окажешься в зиндане, в тюрьме, и ты умрёшь от рук людей, которые не отвергают насилие. И 100% все знают об этом.
Реальность, которая будет создана на основе соглашения Америки и Афганистана, будет ужасна. А красивые слова Сьюзан Райс и её вашингтонских начальников ни на йоту не изменят эту реальность. Миссис Райс не говорит, давайте оставим в поселениях тех, кто связан с Аль-Каедой, она говорит - тот, кто бросит Аль-Каеду, имеет будущее. Но Аль-Каеда очень рациональная организация. Любой, которому она прикажет, тут же её покинет. Проще говоря, будет разыгран спектакль по выходу из Аль-Каеды. И почему так важно выходить из Аль-Каеды в Афганистане, когда в Ливии США вместе со своими европейскими и арабскими союзниками эффективно передали власть Аль-Каеде? Почти все известные мировые СМИ сообщили, что все основные ударные силы ливийской оппозиции - моджахеды из Аль-Каеды, собранные со всего мира.
Ливийские исламистские боевые отряды были объединены с Аль-Каедой 15 лет назад. Прежний глава этой группы Абдель Хаким Белхадж сейчас назначен командующим оппозиционных сил в Триполи! Таким образом, европейцы и американцы передали власть Абдель Хакиму Белхаджу, который является человеком номер два в Аль-Каеде. Президент Обама призвал Афганистан порвать все связи с Аль-Каедой. Если Аль-Каеда - я повторяю это ещё раз - посчитает, что она сможет получить чего она хочет от США, внезапно окажется, что некоторые силы в Афганистане выходят из Аль-Каеды. И когда Аль-Каеда получит, чего она хочет, она переорганизуется, но уже под другим именем и создаст что-нибудь более жестокое, чем Аль-Каеда.
В июне этого года ООН обнародовала имена 14 самых влиятельных лиц Талибана из чёрного списка. Она опубликовала эти несколько имён, и объявила, что остальные не будут опубликованы в данное время. ООН сделала это, несмотря на протесты со стороны России.
В прошлом месяце секретные мирные переговоры между США и лидерами Талибана, проходившие в Германии и в Катаре, провалились. Известия об этом просочились в газеты «Washington Post» и «Spiegel». В этот момент стало очевидно, что даже если переговоры были успешны, только небольшая часть Талибана отколется. Остальная часть, состоящая из полевых командиров, сформирует новое, ещё более радикальное террористическое ядро и начнёт полномасштабный джихад в Афганистане.
Но всё ли ограничивается попытками достичь мира с членами Талибана, готовыми отколоться от Аль-Каеды? Но они уже действовали иначе в Ливии! Так зачем же разыгрывать этот контрпродуктивный спектакль с отколом части Талибана от Аль-Каеды?
Несколько дней тому назад Элиза Маннингем Булер, бывшая глава МИ-5, появилась на публичной лекции, организованной Би-Би-Си. Она заявила, что США и Великобритания искали возможность для начала переговоров с Аль-Каедой, в надежде заключить мирное соглашение. Я слышал это своими собственными ушами.
Итак, что-то другое скрывается за словами о договорённости с мирными элементами в среде Талибана и Аль-Каеды. Что же это? Все эксперты из Центральной Азии, с которыми я общался, уверены - Китай выигрывает битву за энергетические ресурсы Центральной Азии. Это случилось из-за того, что у Китая накопилось много денег. А также потому, что Китай не обсуждает проблемы прав человека со своими контрагентами. (Смех в зале)
Китай в ускоренном темпе строит нефте и газотрубопроводы из Центральной Азии к своей территории.
В соответствии с предсказаниями Международного Энергетического Агентства, использование газа в Китае практически удвоится к 2015 году, достигнув 140 миллиардов м³ в год. Исходя из этого, Китай вынужден резко увеличить импорт газа из Центральной Азии, по крайней мере, на 40-50 миллиардов м³ в год. Газопровод из Туркменистана через территории Казахстана и Узбекистана должен достичь китайской территории менее чем через 3 года. Сейчас пришло время расширить основную газовую линию через китайскую территорию, а именно - через Синьцзян-Уйгурский автономный регион. Это та территория, где с лёгкостью можно организовать очень сильные движения исламских радикалистов и сепаратистов.
В соответствии с нашими данными, вплоть до 2011 Бен Ладен отказывался тренировать уйгурских сепаратистов. Талибан поддерживает с ними тесную связь, занимаясь обучением уйгурских боевиков из исламистского движения «Восточный Туркестан».
Теперь давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения соревнования между Китаем и США. США оставляет Афганистан, передав власть радикальным исламистам, независимо от того, связаны ли они с Аль-Каедой или нет. Радикальные исламисты атакуют Центральную Азию и осваивают Синьцзян-Уйгурский китайский регион. Тогда победа Китая в войне за энергетические ресурсы Центральной Азии становится проблематичной, не так ли?
Исламистские движения Узбекистана, которые будут являться близнецами Аль-Каеды, станут набирать силу с каждым месяцем. В 2009 году начался переход хорошо обученных боевиков в Таджикистан и Узбекистан. Они передвигаются маленькими группами. Они очень хорошо экипированы. А в Таджикистане и в Узбекистане стали всё чаще и чаще случаться теракты. В прошлом году на юге Киргизии возникли большие политические проблемы. Сотни людей были убиты. И тогда стало ясно, что связи между радикальными исламистами Киргизии и исламистскими движениями Узбекистана становятся всё более и более прочными. В этом году исламские экстремисты организовали теракты в Казахстане. И это в первый раз на моей памяти, когда исламисты устроили теракт в Казахстане.
А в середине мая этого года были слушания в Конгрессе США по проблеме влияния событий на Среднем Востоке на ситуацию в странах постсоветской Азии. Были обсуждены возможности повторения в Центральной Азии т.н. «арабской весны» или «политического цунами». В июле состоялся 10-й саммит Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). События в северной Африке, включая события в Ливии, были жёстко осуждены, и было потребовано остановить вооружённый конфликт в Ливии. Наши эксперты считают, что Китай и США уже находятся в состоянии необъявленной войны за нефть и газ Центральной Азии, которая достигнет острой стадии до 2013 года.
В июле исламские радикалы атаковали полицейский участок в городе Хотан в провинции Синьцзян Уйгурского района Китая. 20 человек были убиты. Несколькими днями позже в городе Кашгар этого же района Китая прогремело ещё несколько взрывов. По крайней мере, 15 человек были убиты.
Но всё ли сводится к нефти и газу? Я не хочу углубляться в детали опасного плана Роберта Блэквилла по разделу Афганистана. Он был опубликован в этом году в первом выпуске «Foreign Affairs». (Роберт Блэквилл - это бывший посол США в Индии и бывший помощник президента по вопросам национальной безопасности.) Этот план, который называется «Plan B», в отличие от плана «Коран» «Plan A», на самом деле имеет задачу разделения Афганистана и дальнейшую передачу пуштунской её части Талибану. Становится ясно, что «Plan B» приведёт к созданию Великого Пуштунистана, что приведёт к разделу Пакистана. При таком развитии событий Белуджистан будет первым. И тогда сработает принцип домино не только для Пакистана, но и для Индии, и для всей Азии.
Теперь давайте разберём «Plan A». Получив власть в Афганистане в качестве подарка, не начнёт ли Талибан захватнический поход на Узбекистан, Киргизию, Казахстан и Туркменистан? Нам кажется, что начнёт. Первым на очереди станет Узбекистан. Для Талибана и его пакистанских спонсоров это святая территория. Именно оттуда начался поход Великих Моголов на юг. Сейчас же Талибан и Пакистан очень ясным способом планируют марш на север. Так, если их первым шагом будет захват Афганистана, а вторым шагом будет захват бывших азиатских республик Советского Союза, каким будет третий шаг? Здесь есть несколько вариантов. В соответствии с одним из них, Талибан постарается наладить связи с радикальными исламистами в Татарстане, в Башкирии и на территории северного Кавказа России. В соответствии с другим вариантом, Талибан попытается дестабилизировать Индию. В любом случае, за долго до того, как Талибан приступит к третьему шагу, Китай, Индия и Россия будут вынуждены вступить в игру.
Поэтому сейчас у нас есть много оснований для обсуждения бэкграунда всего, что называют «арабской весной». Скорее всего, этот бэкграунд будет состоять из «Братьев Мусульман», подминающих под себя власть в Египте, а, возможно, и в Сирии, и в Иордании, из Аль-Каеды в южном Йемене, и ливийских исламских боевых отрядов из «Исламского Джамаата» в Ливии. В любом случае, весь регион будет глубоко радикализован в результате проведения американской стратегии демократизации. В этой ситуации утопия Исламского Халифата может начать осуществляться. Что будет являть собой великую угрозу для Израиля и для России. Уже сейчас мы должны приложить максимум усилий, чтобы предотвратить её.
Спасибо за внимание.