Шаткость позиций президента Украины Петра Порошенко является настолько очевидной, что этот факт признают и активно обсуждают уже даже киевские эксперты. Проблема его замены, а также оформления и сроков данного процесса стала главным пунктом внутриполитической повестки дня.
Сам Петр Алексеевич президентство отдавать не склонен не только потому, что власть является единственным гарантированным прибыльным бизнесом, но в первую очередь в связи с тем, что только сохранение должности обеспечивает ему свободу и даже жизнь. Добровольный уход, не говоря уже о насильственном смещении, переводит его из разряда хищника в разряд жертв, перемещая на самую нижнюю ступень пищевой цепочки.
При этом и Порошенко, и любой из его потенциальных сменщиков прекрасно понимают, что мало захватить кабинет в здании президентской администрации на Банковой, 11 в Киеве. Для того чтобы удержать контроль над страной, любому главе режима необходимо обеспечить себе массированную политическую, дипломатическую, финансово-экономическую и даже военную поддержку из-за рубежа.
Административные, политические, экономические и силовые структуры Украины не просто полностью разложились - они превратились в отрицательные величины. То есть они уничтожают то, что должны создавать, охранять и обеспечивать. Формально сохраняя внешние формы государственности, Украина по сути превратилась в скопище разноформатных группировок, борьба между которыми разворачивается уже не столько за центральную власть, сколько за контроль над конкретными базовыми регионами.
В этих условиях только наличие полномасштабной внешней поддержки может позволить центральной киевской власти обеспечить полноценный контроль над страной, по факту уже превращающейся в европейское Сомали.
Первоначальный оптимизм оппонентов Порошенко, начавших ползучий переворот (в форме разного рода блокад), был связан с неверной оценкой общей внешнеполитической ситуации. Киевские политики четко определили, что с конца 2016-го - начала 2017 года Порошенко лишился поддержки западных покровителей. Из этого наблюдения украинские политики сделали неправильный вывод, решив, что Запад не устраивает лично Порошенко. При другом же президенте полномасштабная поддержка Украины как антироссийского проекта возобновится. Результатом стали многочисленные вояжи оппонентов Порошенко на Запад, где от разных групп влияния предлагались разные претенденты на президентство и разные варианты составов правительственной коалиции в Верховной раде.
Однако в течение последних двух месяцев все претенденты на поддержку Западом своих политических амбиций были разочарованы - надежды не оправдались. В США и Европе не имели ничего против замены Порошенко кем угодно. Но помогать в установлении и стабилизации новой власти отказывались. Киевским визитерам прозрачно намекали на то, что Запад будет работать с любым человеком, который сумеет установить контроль над страной, но самостоятельно. При этом сразу же давали понять, что поддержка если и будет увеличена, то незначительно и когда-нибудь потом. Для начала же можно рассчитывать лишь на то, что дают и Порошенко.
Как уже было сказано, для сохранения государственного единства Украины этого критически мало. Любой киевской власти понадобится не в разы, а на пару порядков больше тех ресурсов, которые выделяются Западом сегодня.
В результате в Киеве ситуация зависла.
Порошенко получил временную передышку и даже пытается слепить новую коалицию в Раде, утвердить новый состав правительства и пробует отыграть ситуацию в свою пользу. Создание новой коалиции и нового правительства технически осуществимо, но политическую ситуацию это в лучшем случае не изменит. Скорее ухудшит. Потому что любые изменения в киевских верхах, не обеспеченные масштабной внешней поддержкой, приведут к дополнительному сокращению ресурсной базы режима. А именно критическая нехватка ресурсов является основной причиной нынешнего политического кризиса в Киеве.
Это значит, что формализация распада Украины неизбежна. В этом направлении уже начал играть наиболее проницательный из украинских олигархов Игорь Коломойский, возобновивший попытки создать собственное «удельное княжество» на базе Днепропетровской, Запорожской и некоторых территорий соседних областей. Остальные игроки все еще делают ставку на захват и удержание центральной власти.
Единственное, чего им удалось добиться от Запада, - так это рекомендаций восстановить экономические и политические отношения с Россией на уровне 2013 года. В Брюсселе и Вашингтоне, Париже и Берлине открытым текстом рекомендуют Киеву добиться от Москвы крупной финансовой поддержки, восстановления кооперационных связей, реставрации разрушенного производства и возвращения украинских производителей на российские рынки. При этом власть на Украине должна сохраниться в руках «умеренного» крыла представителей нынешнего режима, а прозападная ориентация Киева не должна ставиться под сомнение. Запад готов пообещать только отказ от приема Украины в НАТО и ЕС. Но это уже свершившийся факт - в приеме в эти структуры Киеву и так отказано.
Вряд ли сами западные политики верят, что Москва может согласиться на подобный «компромисс». Просто в ЕС и США не желают больше тратить на Украину дефицитные ресурсы и в то же время понимают, что окончательное оформление развала создаст дополнительные проблемы всем - и России, и Западу. В лучших своих традициях Запад пытается предложить России за свой счет решить общие проблемы, возникшие по вине ЕС и США.
К счастью, Москве торопиться некуда. Она может ждать, когда в Брюсселе и Вашингтоне созреют более разумные предложения. Не может ждать только Украина. Поэтому готовящийся работать в условиях фрагментации государственности Игорь Коломойский скорее всего опять окажется самым предусмотрительным из украинских олигархов и займет лучшую позицию из возможных в начале нового, последнего этапа украинской трагедии.
Источник -
газета Известия