Военная операция стран НАТО в Афганистане на всем своем протяжении являлась флагманом борьбы с международным терроризмом в лице Аль-Каиды и ей подобных. Несмотря на длительность военного присутствия, негатив местного населения к действиям коалиции и постоянные проблемы с союзниками, не горящими желанием отправлять воинские контингенты в проблемный регион, в целом, по словам натовского командования, операция признана достаточно успешной.
20 марта с.г. командующий Международными силами содействия безопасности в Афганистане генерал ВС США Джон Аллен, выступая перед Конгрессом, объявил о запланированном выводе американских войск из Афганистана к концу 2014 года. При этом особенно оптимистично прозвучало его утверждение о "готовности афганских сил взять на себя ответственность за обеспечение безопасности страны".
Оставляя на совести заверения военачальников альянса в эффективности афганской миссии, вспомним о немаловажном вопросе, к сожалению, довольно редко поднимающемся среди западной общественности. Речь идет о проблеме афганского наркотрафика, одного из лидеров мирового преступного бизнеса по выпуску тяжелых наркотиков.
7 апреля с.г. глава Управления ООН по наркотикам и преступности в Афганистане Жан-Люк Лемахью в интервью агентству Рейтер предостерег мировую общественность об укреплении в Афганистане местной валюты в виде опиума - местные жители поголовно запасаются опиумным зельем на случай социально-экономических и политических катаклизмов после вывода войск альянса из страны. В современном Афганистане наркотики уже давно являются надежной гарантией страховки от нестабильного будущего, придающего им статус "золотого стандарта".
В настоящее время на международный наркотический рынок поступает почти 90 процентов афганского опиума, используемого для производства героина. Согласно данным ООН, в 2011 году производство афганского опиума выросло более чем вдвое и составило 1,4 миллиарда американских долларов, что составляет 15 процентов ВВП страны.
С момента введения международного военного контингента в Афганистан объемы урожая опия выросли в три раза. В 2011 году Афганистан стал мировым лидером по производству гашиша. По данным российского госнаркоконтроля, за год в Россию поступает 549 тонн афганских наркотиков в опиумном эквиваленте, а в страны ЕС - 711 тонн.
Колоссальные объемы наркотрафика из Афганистана являются серьезным дестабилизирующим фактором социально-политической ситуации в странах Центральной Азии и России. Следы спонсирования афганским наркобизнесом экстремистских преступных группировок в крае замечены в большинстве республик Средней Азии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе в Китае и Косово. Между тем Косово, пользующееся покровительством Североатлантического альянса, представляет сегодня ведущего распространителя афганского опиума в Европе. По оценкам международных экспертов, арсенал действий афганского наркобизнеса, слившегося с международными террористическими преступными группировками, расширился от финансового спонсирования, производства и снабжения наркотиками до крупных поставок экстремистам оружия и взрывчатых веществ.
К вышеперечисленному следует добавить, что мощным локомотивом наркобизнеса в Афганистане является процветающая коррупция. И повлиять на местных чиновников силы командование международной коалиции не может или не хочет.
Более того, по сообщению главы ФСКН РФ В. Иванова, Совет безопасности ООН не признает ситуацию с производством наркотиков в Афганистане угрозой мировой безопасности и выступает против резолюции по наркопроизводству в Афганистане. По его мнению, причиной нерешительности Совбеза ООН являются "двойные стандарты отдельных стран НАТО, блокирующих принятие документа". Попытка российских политиков обозначить проблему угрозы афганского наркотрафика была предпринята еще в прошлом году, однако в силу ряда причин, в том числе и бюрократических, вопрос откровенно замалчивается. Свою позицию страны НАТО объясняют тем, что уничтожение посевов опиумного мака лишит афганских крестьян заработка.
Подобное милосердие стран Запада, наверняка, спасет афганское население от нищеты и разрухи, но не за счет же эпидемии наркомании на евразийском континенте.
Пока же, согласно докладу лондонского Королевского объединенного института оборонных исследований, Аль-каида, утратив стараниями коалиции НАТО свои позиции в Афганистане, планирует перенаправить вектор террористической деятельности в Африку. Основная цель африканского похода - "создать новый фронт глобального джихада", активизировав деятельность местных исламистских группировок. Предполагается, что фронт пройдет через весь африканский континент. В полной мере этот фронт можно назвать наркотическим со всеми вытекающими негативными последствиями.
Реалии современной геополитической ситуации таковы, что НАТО в лице США и их европейских союзников является главным законодателем мод в отстаивании демократических принципов по всему земному шару. Несмотря на загадочность самих критериев определения альянсом "стран и осей мирового зла", страны НАТО постоянно проводят военные операции против "врагов №1". Мировой наркобизнес, кроме, разумеется, афганского, является угрозой человечества, участвуя в финансировании терроризма и экстремизма, коррупции, отмывании денег, распространение серьезных заболеваний. Нескромно, конечно, советовать, но почему бы альянсу не заняться проблемой афганского наркотрафика, тем более в полностью подконтрольной ему стране.
Источник