Аче Лхамо - это тибетская фольклорная опера, которая являет собой смесь песнопений и танцев. Репертуар в основном взят из буддистских сказаний и тибетского фольклора. В 2009 году тибетская опера Аче Лхамо была включена в список оъектов нематериального духовного наследия ЮНЕСКО по Китаю.
Основателем тибетской оперы является Тангтон Гьялпо, прославившегося успешным строительством мостов из железных цепей. С целью сбора денег на строительство мостов Тангтонг Гьялпо вместе с семью нанятыми им девушками организовали первое выступление тибетской оперы Аче Лхамо или Лхамо, что в переводе с тибетского означает «сестра-богиня».
По другой версии труппа была создана с целью использовать театральные постановки чтобы вернуть людей в буддизм. На сайте «Востоколюб» Сергей Мазуркевич пишет: «Как указывает J. Gyatso (1986,) несмотря на то, что биография Тханг Стонга (примеч. Тангтонг Гьялпо) не имеет явных указаний на то, что он создал тибетский театр, существует множество косвенных подтверждений этого. Он пел песни и исполнял дхарма-танцы для больших групп паломников и обучал многих mani pa или чтецов мани. Бучены воспринимают его основателем традиции. Его учение передавалось из уст в уста от поколения в поколению. Они считают себя его «Великими сынами», что по-тибетски “бу чены”». Источник:
http://www.vostokolyub.info/lyubimyie-mesta/gimalai/buchenyi-koldunyi-dolinyi-pin.htm Так или иначе, традиция продолжилась, и Лхамо организовывали на различных праздниках, например, на празднике Шотон (Фестиваль йогурта).
Тибетская опера делится на школы белой и синей маски. Артисты школы белой маски надевали белые маски из кожи горных коз. В XV веке Тангтонг Гьялпо на основе оперы белой маски создал новый вид оперы, в которой артисты надевали маски более тонкой работы, фон их в основном был темно-синим.
Обычно опера делится на три части: 1 - вступление, подготовоивающее место для представления. Согласно местной религии бон, все живое в мире является божествами и поэтому перед началом представления надо оповестить божества об этом и заручиться их пониманием. 2 часть - это уже собственно опера и 3 часть - «чжаси» - «приветствие, пожелание счастья».
Тибетская опера «Нагса», как иллюстрация традиции:
Часть 1:
https://youtu.be/I6x7PhdHvkQ Часть 2:
https://youtu.be/1tJB_j7mYXY Часть 3:
https://youtu.be/cX9NYbgorpM Часть 4
https://youtu.be/OTd_2P5llzY Сюжет тибетской оперы «Нагса»:
https://tipa.asia/nangsa-woebum/ Сцена из оперы «Нагса»
Перед началом представления тибетской оперы «Sykyi Nyima», сюжет которой заимствован из индийской драмы «Шакунтала» Калидаса, на экране демонстрируется тханка с изображением Тангтонга Гъялпо :
Click to view
Сюжет «Sykyi Nyima» заимствован из индийской драмы «Шакунтала» Калидаса (балет «Баядерка» тоже поставлен по «Шакунтале»):
http://az.lib.ru/k/kalidasa/text_1916_shakuntala.shtml Сюжет:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Абхиджняна-Шакунтала Принц Норзан (одна из 8 известных тибетских опер) «Чжова Сангму» (одна из 8 известных тибетских опер)