Арабские революции и охранители

Dec 20, 2012 13:30

Оригинал взят у shraibman в Арабские революции и охранители

"Арабские революции несут зло... посмотрите, сколько уже крови они пролили... во многих случаях на поверхность вылезли фундаменталисты... кое-где имеет место этническая резня... все это происки госдепа... при авторитарных режимах было спокойней, и возможно они более органичны, по крайней мере для Ближнего Востока..."

Такие оценки весьма широко распространены в обществе.  Есть только одна проблема. Дело в том, что народы Ближнего Востока не согласны с подобным мнением о том, как им жить. Диктатуры полетели по всему арабскому Востоку, выступления миллионов людей против диктатур, включая проамериканскую диктатуру Мубарака и ливийскую диктатуру Каддафи (продававшую американцам нефтяные месторождения), а так же режим алавитского меньшинства (точнее его верхушки) в преимущественно суннитской Сирии.

Очевидно, что это глобальный исторический процесс, связанный с нежеланием людей жить в условиях репрессий и нищеты, с их желанием управлять своей жизнью самостоятельно. Это великое историческое событие. И этот процесс не сводим к конспирологическим териям, наподобие заговора госдепа. Здесь - одна из тех громадных исторических волн, что поднимались в 1848 или в 1968 годах, арабская Весна Народов.

Очень любопытно, что в его оценке фактически сошлись столь непримиримые личности, как крупнейшие социальные исследователи современности левые антиимпериалисты Иммануил Валлерстайн и Самир Амин с одной стороны, и сторонник американского империализма, один из его архитекторов, Збигнев Бжезинский, с другой стороны. Для первых пробуждение арабского Востока связано с попыткой создания горизонтальных связей для управления обществом самими массами, и так же с нежеланием зависеть от крупнейших империалистических центров. Бжезинский же, еще до начала арабских революций, заговорил о глобальном политическом пробуждении Азии, связанном с процессом модернизации и демократизации,  о развитии проекта, который был открыт еще Великой Французской Революцией.

Для нас демократизация не имеет ничего общего с парламентаризмом и основана на прямой трудовой демократии, но массы арабского Востока пока не мыслят такими категориями, им еще только предстоит узнать, убедиться на собственном опыте, что парламентаризм не имеет ни малейшего отношения к народовластию

Разумеется, поднявшись, волны народной активности несут в себе всю грязь старого общества, старые привычки, ксенофобию, темный традиционализм и многое другое, включая зачастую  не имеющее оправданий насилие. Но так уж устроен мир. Главное: остановить этот в основе своей прогрессивный исторический процесс невозможно. Даже если он на какое-то время застопорится, он все равно продолжится после. Революции - это самая естественная вещь на свете (Виктор Гюго).

Все остальное хорошо известно. Ровно то же самое можно сказать и о Великой Французской Революции, и о 1848 годе (и ведь невозможно отрицать, что абсолютные монархии и сословные традиции существовали к тому времени в Европе сотни лет и были тесно связаны с ее историческими традициями и культурой). Многие (хотя и не все) революции были кровавыми банями. И, наверное, это неправильно. Но без них не было бы у народов мира даже самых элементарных человеческих прав и французов сегодня секли бы на конюшнях розгами аристократы.

Все, что говорят современные охранители, говорили охранители во все времена. Все эти доводы бесполезны. Пусть в них есть некоторая доля правды, но они не остановят естественный ход истории. И никогда не останавливали.
Previous post Next post
Up