Диэссеры, и их применение.

Sep 01, 2016 12:26



Как показывает практика, не всем понятно, что за зверь такой, диэссер? Зачем он необходим, когда применять, а когда не стоит? Данный вопрос я постараюсь максимально широко раскрыть в данной публикации.

Диэссер, это частный случай компрессора, который работает как автоматический регулятор громкости, но только на высоких частотах. У диэссеров существует два режима работы.

1) Полнодиапазонный режим. В данном случае - он уменьшает громкость сигнала по всему частотному диапазону (применяется в основном на вокале, хотя как будет показано далее - не обязательно)

2) Сплит режим. Это второй случай - диэссер корректирует только высокочастотную составляющую, не трогая весь остальной диапазон.

В каких случая применять какой режим? Вопрос на первый взгляд сложный, но на самом деле все просто. Представим себе, например, большой барабан (Бас - бочку) барабанщик сыграл некоторые удары громко, некоторые тихо, в одном случае мы слышим четкий "щелчок", в другом он оказывается намного тище по громкости. Если диэссер будет работать в полнодиапазонном режиме, то в случае с более громким ударом он сработает на более громкий щелчок, убрав громкость всего сигнала, а соответственно - он уберет так же и низкие частоты, то есть "пинок" бочки, который является так же очень важным компонентом ее звучания. И в итоге мы получим не только стабилизированный по громкости щелчок, но так же и лишние скачки громкости в низкочастотном диапазоне. И напротив, в случае с вокалом, во время произношения высоких звуков, сибилянтов низкочастотной компоненты не присутствует, соответственно, мы ничего не заметим . Просто услышим стабилизировавшуюся громкость буквы “С”. На самом деле мы можем работать не только с буквой “С”, но так же и с любым высокочастотным звуком или звуками.

Важно понимать, если обрабатываемые звуки имеют низкочастотную компоненту, которую мы не хотим потерять, и оставить ее громкость на прежнем уровне, то нам необходим режим работы, который не затронет эту компоненту (сплит). И наоборот, если низкочастотной компоненты, которую нам трогать не нужно нет, мы можем работать в полнодиапазонном режиме.

Диэссер как и компрессор достаточно часто имеет настройки скорости срабатывания (Attack, Release). Для того чтобы понять, как именно стоит настроить обработку, нужно ввести ее в критический режим, и в этом режиме постараться добиться наиболее незаметного звучания, а далее добавить количество эффекта по надобности.

Насколько часто применяются диэссеры? На самом-то деле не так редко, как кажется.

Дело в том, что во время работы эквалайзером, особенно во время коррекции низких частот, более высокочастотные компоненты сигнала выходят на первый план, и если раньше их динамику маскировали более низкие звуки, то теперь они начинают “прыгать” по громкости, создавая очень неприятные ощущения у слушателя.

Обычный компрессор в таком случае мало поможет, так как он реагирует в основном на более низкие и “медленные” звуки. Естественно не стоит забывать, что диэссер в полнодиапазонном режиме - это компрессор, который “слушает” только высокие частоты. Для этого на входе в управляющую громкостью сигнала цепь ставится эквалайзер, чаще фильтр низких частот, но может быть и по другому, в зависимости от ситуации.

Итак, чем больше низкочастотных компонент сигнала мы срезаем, тем больше выходят на первый план высокочастотные звуки, и им очень часто необходима компрессия, для того чтобы “собрать” микс вместе, то есть поровнять громкость высокочастотного диапазона так, чтобы звуки не “прыгали” вразнобой, отдельно друг от друга.

Условно и наиболее просто такое правило можно изложить так: чем больше высоких частот мы слышим, тем чаще нам будет необходим диэссер.

Приведу некоторые примеры использования, когда необходимо использовать диэссер.

Например, резкие скачки в высокочастотном диапазоне у акустических инструментов, особенно часто это приходится делать, если звук изначально записан с пъезодатчика, и имеет изначальный избыток высоких частот. Тарелки барабанов, с оверхедов, микрофоны комнаты, тоже часто нуждаются в подобной обработке.

Малый барабан “поймавший” в результате протечек слишком много хай-хэта так же можно обработать диэссером. Высокочастотные компоненты синтезаторов, которые зачастую мешают воспринимать микс цельно. Иногда и электрогитары, чрезмерно “скачущие” по громкости, например, в диапазоне 3-5 килогерц требуют обработки диэссером. Не редки так же случаи его применения и в концертной звукорежиссуре, потом как любой скачок по высоким на большой громкости способен оглушить на время слушателя, со всеми вытекающими.

Еще один пример, когда можно работать “сплит” режиме - это практически любые подгруппы инструментов. Например, у вас в миксе присутствует 6 бэк вокалов, и все они поют букву “С”. Да конечно же, можно сразу решить вопрос на индивидуальных каналах, но лучше его немного “недорешить” и потом дополнительно сгладить общую картинку диэссером на подгруппе.
Иной раз и сигнал приходящий на ревербератор необходимо обрабатывать диэссером, во избежание излишних акцентов на высокочастотных звуках, иначе получается неестественное звучание помещения на высоких. Торчащие в отзвуке ревербератора звуки “С”, “Ш”, “Щ” звучат неестественно, и не музыкально.

Очень часто работают с диэссером мастеринг инженеры. Им чаще всего следует резать излишние низкие частоты, и бороться в последствии со “скачущими” высокими частотами.

Стабилизированные по громкости высокочастотные компоненты микса можно впоследствии приподнять эквалайзером, получив в итоге стабильную, слитную картинку. Бывает, что диэссер ставится после эквалайзера, выставляется некий порог, выше которого вам высокочастотных компонент не нужно, и эквалайзером вы регулируете, насколько вам нужно “проявить” картинку, но данное действие происходит уже без последствий в виде напрягающих слух скачков в высокочастотной диапазоне.

Не стоит забывать, что диэссер может работать и в Mid/Side режиме, корректируя громкость высоких в центре микса, или, например по краям. Бывают случаи, что сборка микса происходит в не самых лучших условиях, с избытком низких микс звучит сбалансированно, и как только вы начинаете работать с ними, понижаете их громкость, вытаскивая микс “вперед”, получаете например такую картинку: В вокале вдруг неожиданно выскакивает буква “С”, и “Щ”, перекрывая по громкости малый барабан. Так как вокал в большинстве случаев находится в центре фонограммы - вам необходимо обработать центр, не трогая края микса, и тут вас спасет диэссер работающий в “сплит” режиме, не тронув весь микс вы “вклеите” в него высокочастотные звуки, при этом повысив его общую громкость и читаемость. Ведь тихие высокочастотные звуки после обработки можно будет поднять обратно эквалайзером, и общая картина станет намного прозрачнее.

Или наоборот, тарелки ритм секции расположенные по краям микса могут “закрывать” собой вокал, в этом случае вам придется работать в режиме side. “Гладкие” и читаемые миксы являются зачастую последствиями грамотной работы с диэссером, и корректной компрессией высокочастотных звуков. Самое главное правило, это то что вашу работы в итоге не должно быть слышно явно, как будто все так и было до этого, это очень важный момент.

Перейду к описанию нескольких действительно полезных плагинов для данной работы, которые я часто использую.

1. Fab Filter Pro DS

image Click to view



Доступны сплит и полнодиапазонный режимы, Mid/Side режим.

2. Essence DMG Audio

image Click to view



Очень мощный инструмент, который работает в режиме параллельной компрессии.

3. HOFA IQ DeEsser

image Click to view



В данном плагине реализован интересный режим Buss, который позволяет убирать высокочастотные звуки только в нужной части спектра, не трогая остальные.

4. McDsp SA-2

image Click to view



Очень интересная реплика аналогового прибора Sonic Assault, несколько лимитеров, работающих в 5 фиксированных диапазонах, 3кГц, 5кГц, 7кГц, 9кГц, 11кГц. Так же, отличный инструмент для работы. Единственный, на мой взгляд минус - отсутствие Mid/Side режима.

Рекомендую изучить инструкции к данным обработкам, и уверен, что вы найдете много чего нового в них, если раньше этим не интересовались.

Так же не стоит забывать и о многополосных компрессорах, активных или динамических эквалайзерх, которые также могут выполнять функции диэссера существенно облегчая и сокращая вашу работу над миксом, или во время концерта.




акустика, звук

Previous post Next post
Up