Продолжение предыдущего поста, мой личный опыт.
Начну с того, что у меня нет ни психологического, ни педагогического образования, все моё личное субъективное ИМХО.
Зато у меня есть потрясающий Медведь 3 года 1 месяц с голосовым управлением. :)
В общем, Мишке можно все, кроме того, что представляет угрозу жизни. По факту можно все, а выбегать на дорогу НЕЛЬЗЯ. А все остальное горячее, тяжёлое, несъедобное, острое и опасное; иногда неприятно окружающим. Все стараюсь подробно объяснять.
Еще у нас есть просьбы, рекомендации, советы, а есть приказы. Вот приказы должны выполняться чётко и беспрекословно, все остальное на усмотрение сына. За нарушение приказов следует наказание. Тут все понятно.
Просьбы целиком на совести сына. Отказ - это нормально, правда не особо приятно.
А вот за невыполнение рекомендаций чаще всего следуют естественные последствия.
Пример. Мишка (год и десять) в ванной играется папиной бритвой. Я не рекомендую ей играться, она острая и опасная, лучше играться формочками. Но Михин выбор все-таки бритва. Через пять минут игры шалун режется. Все честно и логично. Да, бритва острая и да, он это знал. Мишка через двадцать минут утешился, пальчик через день зажил, а бритва, ножи и ножницы теперь спокойно лежат на своих местах. Стоит ли говорить, что сын прислушивается и к моим рекомендациям. И слово ОПАСНО Мих знает очень хорошо. У меня нет необходимости что-то запрещать ребёнку. Мне гораздо проще выдать информацию, а Мих сам может сделать выводы.
Приятно, когда отношения строятся не на запретах, а на доверии и уважении.
И еще, вот честно, не знаю, что и когда начинают понимать детки, я стараюсь с самого начала говорить с новеньким членом экипажа так, как я хотела бы, чтобы говорили со мной. Не важно, ему месяц, год или три. Важно то, как я к этому человеку отношусь. А я его безусловно люблю, а так же уважаю его и доверяю ему. Ну а свои слова подкрепляю делом. Не вижу смысла повторять одно и тоже десять раз. Наверное, около года к желаемому результату приводило больше дело, но принцип сначала слово, потом дело дисциплинирует прежде всего меня, но и сын видел, что я не вру и не шучу. Кстати, я не вру Мишке, это правда. Даже в мелочах. Так к трем годам до «дела» доходит, т-т-т, не часто.
Ну а «НЕЛЬЗЯ» у нас - это волшебное слово, слово-табу, слово с магической силой. Если мама/папа произносят «нельзя», значит надо подпрыгнуть и остановиться. Но это на экстренный случай. Лично мне так удобнее и спокойнее. Именно поэтому я ооооочень редко это слово произношу. Чтобы оно не потеряло своей магии. К сожалению, сама видела много раз, что когда «НЕЛЬЗЯ бросать игрушки», но при этом у малыша есть руки, игрушка и силу притяжения никто не отменял, то и «НЕЛЬЗЯ бросаться под машину» ребеночек ставит под сомнение.
Еще раз повторюсь, что я описала свой личный подход к общению со своим личным Медведем. Бог дал мне шанс испробовать этот подход еще раз, так что могу через три года отчитаться, как он сработал на совершенно другом человеке.