P.S. Осознала, что именно брошюра прадеда является одним из доказательств, которые Марей фон Захер предъявляет суду, требуя пересмотра дела. Потому что музей ссылается в частности на то, что купил картину не у кого-нибудь, а у Строгановых, которым она когда-то принадлежала, была конфискована большевиками, продана за рубеж, а после войны (в 1966 году) возвращена Строгановым обратно. А брошюра доказывает, что Строгановы вовсе не являлись владельцами диптиха в России, а значит, и после войны не являлись её законными владельцами (в отличие от Жака Гудстиккера), и потому акт продажи диптиха наследником Строгановых в Штаты незаконен.
На polit.ru интересная
статья rousseau о судьбе диптиха Кранаха "Адам и Ева", вокруг которого никак не прекратятся судебные разбирательства.
"Интересно, что, по утверждению Марей фон Захер, картины Кранаха никогда не входили в строгановскую коллекцию, а были конфискованы большевиками в одной из церквей."
Так и было. По крайней мере, об этом говорит история моей семьи. Кранаха в картине распознал мой прадед, искусствовед и хранитель Музея западного и восточного искусства в Киеве,
Сергей Алексеевич Гиляров. Он же тщетно пытался сохранить картину в СССР. Об этом папа когда-то подробно
написал для "Нашего наследия", и в списке литературы есть ссылка на брошюру самого С.А. Гилярова (на украинском языке), в которой он описывает, как картина была найдена, отреставрирована и отнесена к работам Кранаха. Надо бы поискать у папы эту брошюру и прочесть первоисточник. И вообще, надо съездить, наконец, в Киев по местам прадеда.