то единственное состояние души...тут начинается Царство Божие, тут "все ваше".

Jun 11, 2015 17:15

Оригинал взят у rita_vasilieva в Герман Гессе: из писем и заметок
Живопись - это чудо... Прежде я считал себя внимательным наблюдателем в странствиях по свету. Но становлюсь им только теперь... вот где свобода от распроклятого этого мира, подчиненного воле.
(1917)

Война привела меня к душевной болезни или же к необходимости разрешить собственные противоречия, ныне этот внутренний процесс идет сам собой, и ради него я готов пожертвовать всем внешним. Теперь, если я свободен (от службы в военном министерстве, я там отвечаю за помощь военнопленным) и хочу заняться чем-нибудь прекрасным, забыть о насущном и обратиться к бесспорным ценностям, то я уже не пишу книги, ведь я чуть не в сорок лет научился рисовать и писать красками, а суть для меня та же или даже важнее. Ибо то единственное состояние души, к какому следует стремиться - внутреннее сопереживание и самоотдача без личного волеизъявления, - собственно, и есть художество, вот этого состояния я достигаю в часы своей работы. Тут начинается Царство Божие, тут "все ваше".
(1917)

...постепенно нахожу свой стиль выражения: маленькие экспрессионистские акварели, по отношению к природе очень вольные, но по форме тщательно проработанные.
(1919)

Мне кажется, чередование направлений в искусстве и перемены в других делах человеческих - скажем, в моде - внутренне глубоко связаны. Они подчиняются неосознанным и невнятным побуждениям, и как одежда каждого нового сезона, так и характер новейшего искусства - это для наблюдателя чувствительный и точный барометр душевного состояния эпохи.
...в целом за ними скрыт глубокий смысл, ведь ни странным "совпадением", ни произволом одиночек не объяснишь того, что за какие-то несколько лет по всей Европе, от Барселоны до Москвы, прокатилась волна экспрессионизма.
Импрессионизм способствовал расцвету живописи, привнеся в живописную технику высокую культуру изысканной и точной нюансировки, но против нее-то вдруг и восстали молодые : им все это виделось односторонним, они хотели слышать новые звуки, они не могли этим способом выразить свои чувства и свои нужды. ...Серьезна здесь лишь глубокая потребность найти новые способы выражения для новых тревог и новых чувств.
(1919)
Previous post Next post
Up