Сила ненасилия. Норвегия.

Jul 24, 2009 01:23


Однако их было как-то уж слишком много. Их становилось все больше. Какие-то люди выходили из подъездов с желтыми лоскутками, наспех приколотыми к пиджакам, дети выбегали из подворотен с уродливыми подобиями звезд, вырезанных из картона, некоторые нацепили раскрашенные куски газеты. На Санкт-Андреас маргт, напротив бульвара, стоял полицейский регулировщик, держа в вытянутой руке полосатый жезл. Полисмен отдал честь королю, на его темно-синем мундире ярко выделялась канареечная звезда.
Борис Хазанов



Во время нацистской оккупации норвежский министр "Министр-Президент" Видкан Квислинг намеревался установить фашистское Корпоративное государство, выбрав преподавателей в качестве первой "корпорации". Для этого он создал новую организацию преподавателей с принудительным членством. Было создано также принудительное фашистское юношеское движение. Подполье призвало преподавателей к сопротивлению.

От 8 до 10 тыс. преподавателей в стране поставили свои подписи и адреса под текстом, распространенным подпольем, который был адресован церкви, к которой принадлежал Квислинг, и Департаменту образования, и в котором говорилось, что они не могут принять участия в фашистской системе образования молодежи: "Я не могу рассматривать себя в качестве члена новой организации преподавателей". Правительство пригрозило им увольнением и затем на месяц закрыло все школы. Учителя вели уроки на дому. Несмотря на цензуру, вести о сопротивлении распространялись. Десятки тысяч писем протеста от родителей хлынули в правительственные офисы.



Положим, прав Спиноза, говоря, что упорство, с каким человек отстаивает свое существование, ограничено, и сила внешних обстоятельств бесконечно превосходит его; положим, не в нашей власти одолеть бурю. Но от нас будет зависеть, какой флаг
взовьется над гибнущим кораблем. В цветах этого флага - вся наша свобода!

Борис Хазанов

После того как учителя бросили вызов этим действиям, около 1000 мужчин-учителей были арестованы и заключены в концлагеря. Дети собирались и пели на железнодорожных станциях, когда учителей провозили в вагонах для скота. В лагерях гестапо установило атмосферу террора, намереваясь индуцировать капитуляцию. Находящихся на голодных пайках учителей подвергали "пыточной гимнастике" в глубоком снегу. Только немногие сдались,"обработка" продолжалась. Школы открылись вновь, оставшиеся преподаватели рассказали своим ученикам об отказе членства в новой организации и о значении долга совести.

Распространились слухи о том, что если преподаватели не уступят, то некоторые из арестованных будут убиты. После трудной внутренней борьбы преподаватели, которые не были арестованы, почти все без исключения решили оставаться твердыми.

Тогда, в вагонах для скота и на переполненных пароходах арестованные преподаватели были переправлены в лагерь около Киркенеса, на далеком севере Норвегии. Их содержали в северных условиях, они выполняли опасную работу.

Их страдания, однако, укрепили мораль на внутреннем фронте и поставили перед режимом Квислинга проблемы, вынудившие его во время посещения школы близ Осло кричать на учителей так громко, что его было слышно в школьном дворе: "Вы, учителя, испортили мне всё!" Испугавшись дальнейшего отчуждения норвежцев, Квислинг в конце концов приказал освободить преподавателей. Спустя восемь месяцев после арестов, последние преподаватели вернулись домой, где встретили триумфальный прием.

Новая организация преподавателей Квислинга никогда не была создана и школы никогда не были использованы для фашистской пропаганды. После того, как Квислинг столкнулся с дальнейшими трудностями, насаждая корпоративное государство, Гитлер приказал ему полностью оставить этот план.

Х.Госс-Майер. Ненасильственное сопротивление фашизму.

Борис Хазанов. Час короля.

душеполезное, сила ненасилия, история

Previous post Next post
Up