Петербургских татар все мы помним - а персов?

Mar 11, 2008 00:00

...Но в том, именно 1736, году с тем большим трудом можно было себе представить, что поджог устроили злоумышленники, ведь ясно было, что пламя вспыхнуло в одном из дворцов персов, которые по неосторожности и разгильдяйству с огнем часто подвергали Петербург опасности, наводя страх. Хотя они и магометане, или, лучше сказать, последователи пророка Али, но все же многие из них еще придерживаются старых персидских суеверии поклонения огню. Поэтому они часто, когда им нужно, разводят довольно большие костры. И когда на всех улицах полыхало, видели, как часть персов весьма радовалась воображаемому могуществу и великолепию своего божества.

Этот азиатский народ выглядит в Петербурге очень необычно. Посему для разъяснения хочу сообщить о причине пребывания персов в городе, особенно затем, что ниже я не раз буду говорить, отчего знать это необходимо.


По свидетельству Корнелия де Бруина, монархи Персии прежде очень плохо воспитывались в сералях - среди одних женщин и кастратов. Им не приходилось учиться ничему иному, кроме наслаждений, или в лучшем случае - читать что-нибудь из деяний пророка Али, и они наконец начинали питать непримиримую ненависть к турецким и могольским магометанам. Последний персидский монарх - султан Шах Хуссейн, или Шусени, был целиком таков. А потому дела в государстве шли столь плачевно, что и описать невозможно. Это побудило Мира Махмуда, или, лучше и обычнее сказать, Миривейса поднять восстание, занять Испаган и изгнать шаха со всей его семьей. Кроме этого Миривейса, который был принцем Кандахара, персидской провинции в Могольском государстве, где его отец поначалу являлся правителем и потом овладел ею, было много и других мятежников - последователей пророка Али, и почти все они очень жестоко бесчинствовали, прикрываясь религией и чистотой магометанского учения против всех последователей Али во всей Персии.

Затем в 1722 году в Астрахань пришел император Петр Первый с армией в 125 тысяч человек - отчасти для того, чтобы завладеть рекой Дарья, отчасти, чтобы осмотреться в этой стране, а отчасти и преимущественно - для того, чтобы половить рыбку в мутной воде и завладеть несколькими персидскими провинциями, а также и Георгией и защитить принца Мелетинского, искавшего его покровительства.

[Уже] в первый год император достиг намеченной цели - завоевал Дербент, провинцию Гилянь и почти все окружающие Каспийское море земли. При этом он понес немалый урон и на суше, и на воде. На другой год он со своей супругой вернулся из Персии в Москву. В том же году от молодого шаха Шиат Аглу Тахмасиба прибыл посланник. Его звали Исмаил Бек, он просил у императора помощи против мятежного Миривейса и 12 сентября 1723 года от имени своего государя заключил [с императором] союз, состоявший из пяти статей.

Тем временем в Персии все приходило в полное замешательство, чему всячески, как только могли, способствовали турки. Рассказ обо всем этом по порядку занял бы слишком много места. Русская армия решила стоять спокойно, защищая завоеванное. Так и продолжалось до кончины императора. Между тем на персидский трон пришел новый узурпатор по имени Султан Эшреф, происходивший от знаменитого персидского императора Хосроя. Как и Миривейс, он был мусульманином, правоверным. Но затем ему пришлось много потрудиться с братом Миривейса, который намеревался унаследовать после него трон. Принц Тахмасиб все время должен был скрываться и наблюдать за событиями издалека. Россия во всех этих смутах полагала благоразумным держать сторону наиболее могущественного. Поэтому император Петр Второй через генерал-лейтенанта, а ныне генерал-аншефа Левашова заключил с узурпатором Эшрефом новый союз из десяти статей, подписанный в Реште, в Гиляни, 13 февраля 1729 года.

В последующие годы дела в Персии шли не лучше, чем прежде, пока наконец генерал принца Тахмасиба по имени Тамаз Кулихан не взошел на трон, на котором ко всеобщему величайшему удивлению пребывает и поныне. С ним императрица Анна Ивановна в 1734 году заключила известный мир, в силу которого России оплачивались издержки, понесенные в Персидском походе; Россия также получала возможность разорвать с Турцией, которая постоянно на всем протяжении персидской войны натравливала на Россию крымских татар. От этого персидского Кулихана в 1736 году в Петербурге находился посланник со свитой, по восточному обычаю, в несколько сот человек на довольствии русского двора.

Все эти персы были хорошо одеты, хорошо выглядели и повсюду выделялись своей внешностью. Их одежды, по обычаю их страны, были следующими. Персы носили желтые либо красные туфли без задников или же сапоги; красные, желтые или синие шелковые верхние одеяния с ремнями, похожие на халаты. У персов были черные бородки и усы. Их шапки были преимущественно красного цвета и польского фасона. Помимо изогнутой сабли они на боку обычно носили еще и кинжал. Все персы были высоки и представительны. Их еда состояла по большей части из молока и рисовой каши. В еде они употребляли столько белого крахмала, что его порой трудно было закупить в достаточных количествах, во всяком случае, платить за него приходилось гораздо дороже. Язык персов - совершенно непонятный и чужой. Правда, некоторые из них умели говорить по-русски. Узнать что-либо достоверно об их религии и обычаях не удалось - кроме того, чтб и так уже всем хорошо известно. Персидских женщин держали на таком отдалении, что увидеть их никому не удавалось, так как персы были сверх всякой меры ревнивы и при этом полагали, что их женщины превосходят красотой всех прочих.

П. Хавен. Путешествие в Россию

история

Previous post Next post
Up