Физиология восточного танца, или Как не сломать спину.

Jun 19, 2007 22:41

По следам разговора с anna_balinese, а также поста padonka о том, может ли восточный танец повредить здоровью, ваша покорнейшая задалась вопросом о преподавании техники безопасности на уроках танца живота, а заодно и о несовершенстве мира. Как получается, что простейшие правила не стали известны танцующим еще на первых уроках? Как так выходит, что в России и Украине преподают танец, вообще не обращая на это никакого внимания?

Итак, посоветовавшись с Дорит Йенни, я решила изложить в настоящем посте основные принципы, которых следует придерживаться, чтобы избежать травм и не нанести серьезного вреда здоровью. Надеюсь, что dozen_son, которая смыслит в этом намного больше меня, дополнит меня и поправит.


Начнем с первого и главного, с чего начнает любая хорошая учительница на первом уроке - с позы, от пальцев ног и до макушки. Любопытно, скажу в скобках, что техника безопасности идет тут рука об руку с эстетикой - нет танца, который был бы настолько физиологичным, настолько приспособленным к нуждам женского тела, поэтому и неприемлемое для этой эстетики является одновременно опасным для здоровья.

Стопы у танцовщицы танца живота должны стоять строго параллельно, не соскальзывая в привычное "пятки вместе, носки врозь". Вы можете покалечить колени, а колени - очень трудно восстанавливаемая штука, это я вам как гомеопат говорю.

Для предотвращения травм стоп лучше всего танцевать в тонком чулке или в чешках. В позиции "пойнт" нога никогда не должна опираться на мизинец, чтобы не травмировать его, стопы должны находиться близко одна от другой, бедра сдвинуты, а колено должно смотреть внутрь, а не наружу. Если же обе ноги стоят на полной стопе, то расстояние между ними никогда не должно быть больше ширины плеч. Колени ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не должны распрямляться до конца, напротив, многие движения требуют того, чтобы танцовщица чуть-чуть присаживалась, сгибая колени - благодаря этому можно повернуть тазобедренный сустав внутрь и предохранить спину от травм.

Поясничный отдел позвоночника - самое уязвимое место для исполнительниц танца живота. Именно поэтому хорошая учительница по десять раз за урок напоминает повернуть таз внутрь, втянуть живот, не отставлять ягодицы назад и не прогибать спину в пояснице.

Особенное значение эти слова приобретают при исполнении движений грудной клетки, всевозможных волн и ударов назад, кругов бедрами. Если речь идет о движениях, при которых тело танцовщицы делится на ярусы, то важна просто правильная постановка корпуса, втянутый живот и "поджатый хвост", а если в дело вступают волны, удары и круги, то надо постоянно помнить, что движения совершаются только вперед и в стороны, а назад движения не делаются - таз просто расслабляется и за счет этого создается впечатление небольшого движения назад.

Интересно, что танец живота считает вульгарным именно то, что вредит танцовшице. Не могу, впрочем, не согласиться с мнением авторитетов - отставленный зад, чрезмерно расставленные ноги и слишком крупные движения действительно выглядят вульгарно и нескромно, делая тановщицу похожей на девицу легкого поведения. Между тем, вопреки своей западной репутации, танец живота - это прежде всего очень скромный танец, требующий от женщины достоинства, дисциплины и сдержанности. Это и немудрено, ведь скромность - неотъемлемая часть чувственности. Любопытно, однако, что за нескромность танцовщица платит не только репутацией, но еще и собственной спиной и коленями.

Очень важно, чтобы живот был все время втянут (это оборотная сторона повернутого внутрь таза), а грудная клетка поднята и лопатки сведены. Плечи должны быть опущены, иначе не миновать вам болей в шее. По той же причине голову не следует слишком выдвигать вперед. При вращениях головой избегайте движения назад, просто расслабляйте шею. Если слишком сильно закидывать голову назад, то травма шеи будет неизбежной.

Не курите и не ешьте по меньшей мере за два часа до урока (неужели вы курите?). Во всех движениях старайтесь как можно больше пользоваться весом и инерцией движения, а не мускулами - вы не балерина и не грузчик, на вашем лице не должно быть написано, что вы тяжело работаете. Удивительно, насколько можно уменьшить нагрузку на мускулатуру и опорно-двигательный аппарат, если просто пользоваться весом, а не мышцами при исполнении волн и восьмерок. Еще удивительнее то, каким спокойным и веселым становится выражение лица танцовщицы, которой не приходится надрываться, и насколько меняется реакция публики.

Дышите постоянно и не останавливайте дыхание, а главное - улыбайтесь. Вас, должно быть, удивит такая рекомендация по технике безопасности, но напрасно. Настоящая искренняя улыбка, при которой челюсти расслаблены, помогает не слишком напрягать мыщцы, а улыбаться нужно потому же, почему нужно кричать в родах - чтобы в теле работало только то, что должно работать в настоящий момент. Восточный танец основан не на напряжении, а на расслаблении, поэтому его нельзя танцевать без искренней улыбки. Иначе он просто становится неким странным видом гимнастики, что мы, впрочем, и можем наблюдать у российских танцовщиц.

натуропатия, танец

Previous post Next post
Up