Совершили надысь кинопоход (вот я
тут писала). Один фильм хороший, второй - “Матильда”. Сначала - коротко о хорошем. То есть о фильме Озона “Двуличный любовник”. Его лучше смотреть, а не читать о нем. Поэтому - краткие впечатления без спойлеров.
Главгероиня чувствует боли в животе, причину которых ни один врач не может понять. Ее направляют к психоаналитику, с которым у нее случается любовь и отношения. Немного странные. Отношения делаются чем дальше, тем страньше - до того, что в какой-то момент вообще не понятно, что происходит на самом деле, а что в голове героини. То есть версий много, и какая из них верная, не ясно до самого конца. И даже в конце не до конца, извините за тавтологию.
Финал прекрасен, как сто рассветов. Без него все было бы не то. А с ним - самое то и даже более того. Ну и вообще сюжет необычный.То есть смешение реальности с богатством внутреннего мира - старый прием. Другое дело, что внутренний мир тут с находками. Иногда - в буквальном смысле слова. Рекомендовано к просмотру любителям не массового кина.
katsla, глянь. Скорее всего, тебе понравится.
О “Матильде” можно долго и со вкусом. Собственно, ради этого я ее и смотрела. Снято как бы специально, чтобы слагать поэмы. Тут куда ни ткни, всюду такие чудеса - ооо! Взять хотя бы сюжет.
Матильда Кшесинская, прима балета и просто фам фаталь, пленяет наследника русского престола голой грудью гордым взглядом, прямо не отходя от кассы не сходя со сцены. Александр III одобряет выбор сына, но случается крушение царского поезда. По итогам, Александр прикован к инвалидной коляске, а Николай намертво влюблён в Матильду.
Вообще, в Матильду влюблены все. Особенно, великий князь Андрей, кузен Николая: тот вообще у нее вместо шофера. А почему? Потому что по сюжету положено. Умопомрачительной красой прима не блещет. Ладно, о вкусах не спорят. Те же Лили Брик или Мата Хари тоже не блистали, и ничего - обходились как-то. Но там интрига была, загадка, умение себя подать.
Матильда себя подавать умеет разве что в виде картошки. Самовыкапывающейся. Кроме того, имеет проблемы с простейшими нормами поведения. Приличия? Адекватность? - Нет, не слышала.
Такое ощущение, что Матильда - либо компьютерная программа, либо ее заело. У нее три режима: бежать, демонстрировать искусство балета и гордо уходить в закат. Все остальное - вариации на тему. Бежит Матильда примерно половину фильма и всегда за царевичем. Он от нее на вокзал, она за ним, он в Москву, ну и она тоже. Прямо в дом, где Николай репетирует коронацию.
Бежит Матильда обычно с целью сказать царевичу, что у них ничего не будет. Или престол, или Матильда. Потому что. Николай каждый раз впадает в душевное смятение. Которое, впрочем, на его лице не отражается. У него опций совсем мало. Правда, иногда он пускает слезу. Это должно означать эмоции. И что он ЛЮБИТ Матильду. Всей душой. Потому что это фильм о БОЛЬШОЙ любви. А вы как думали?
Но Матильду просто большая любовь не устраивает. Тогда Николай обещает жениться. Родственники будущего царя натурально в шоке. Влюбленный Николай просит влюбленного в Матильду же великого князя Андрея выискать в их общей любимой княжеские корни и права на польский престол.
Андрей и Матильда уединяются в архиве, где, сдувая пыль веков с очередного фолианта, Матильда рушится со стремянки аккурат в объятия великого князя.
- Поедемте в номера в Париж, - говорит князь.
- Ах оставьте. И с вами прятаться от чужих глаз? - роняет Матильда. - Я уж как-нибудь тут. Все равно не женитесь.
- Увы, кровь ваша не чета нашей, пока не могу. Возможно потом, - объясняет князь.
- Ах, вам не подходит моя кровь? - взрывается Матильда, как будто только сейчас дошло. И гордо уходит в закат.
К слову о матильдиной крови. Невеста Николая Аликс, немецкая на секундочку принцесса, вошла в сговор с доктором-шарлатаном и жаждет Матильдиной крови. Чтобы магическим путем нейтрализовать соперницу. Шарлатан свез Аликс прямо из Зимнего на мотоцикле. Да-да, вот так по байкерски, посадил сзади: держитесь за меня, ваше высочество, да покрепче, юбку не уроните.
Аликс является в покои Кшесинской, которая как раз демонстрирует искусство балета. Матильду не позвали выступать на торжествах в честь царской свадьбы (казалось бы, почему?). Вот она и тренируется крутить 32 фуэте подряд, стирая в кровь ноги. Но накручивает всего 17. В этот момент приходит Аликс, устраивает сцену, тащит под шумок окровавленную туфлю с пуантом и едет к доктору. Но доктор убит: видимо, спецслужбы постарались.
Спецслужбы, кстати, проявляют изрядный интерес к судьбе Матильды. Ее пытаются шантажировать, взорвать, потом спасти, потом объявить погибшей, чтобы не дай Бог она не появилась на коронации. Но Матильду голыми руками не возьмешь: она все равно просачивается в храм в самый торжественный момент и в мертвой тишине окликает любимого. И тот при всем честном народе рушится в обморок, роняя тапки большую императорскую корону. И если раньше зрелище было местами смешным, то тут наступает момент такого позора, что просто рука-лицо. И хочется чтобы спецслужбы, наконец, догнали Матильду и пристрелили - из жалости. К счастью, фильм вскоре кончается.
Историчность этого всего даже обсуждать нелепо. Впрочем, в фильме есть надпись-лазейка “Основано на реальных событиях”. Типа чтобы не прикапывались: мол, фантазия, она фантазия и есть. Но когда фантазируют о реальных людях, лучше делать это хоть минимально правдоподобно. Придумывать то, что могло бы быть, как например, у Акунина. А тут придумано не только то, чего быть не могло, но и совершенно точно не было. Думаю, реальная Кшесинская после выхода фильма так беспокойно чувствовала себя в гробу, что наверняка прокрутила там все 32 фуэте, даже если при жизни никогда этого не делала.
Но даже если забить на правдоподобие и воспринимать “Матильду” как метафору БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ. Ну, нет там любви никакой. Все говорят про любовь, а любви нет. Не сыграна она. Все картонно. Вот Поклонская в своем чувстве к Николаю убедительна, да. Но об этом, боюсь, фильм не снимут.