Троцкий и борьба за качество-4

Jun 25, 2020 08:46

Продолжение.
Предыдущая часть https://xen-obolenskaya.livejournal.com/45029.html

Продолжаем публиковать доклад тов. Троцкого "Борьба за качество продукции и рабочий корреспондент". Ничто не ново под луной: "Рабкор инкогнито ходит по ГУМу" у Троцкого - это же почти как сейчас "тайный покупатель"! Даже работу такую предлагают расплодившиеся как тараканы всякие агенства по найму персонала. "Дайте жалобную книгу!" - не самое редкое требование в поздесоветские времена. На заре советской власти тов. Троцкий такое требование также выдвигал. Но самое интересное это то, как продавцы и производители обманывали потребителя. Те старые приемы они не забыли до сих пор. Например, подделка иностранных этикеток. И без стеснения, нагло, как директор наждачной фабрики в рассказе Троцкого.

ЗАДАЧИ РАБОЧЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА

Из сказанного вытекают главные задачи рабкора. Составляется, например, дневник покупателя: рабкор инкогнито ходит по ГУМ'у, записывает сцены с натуры, дает сообщения в газету, а иногда и указывает номерок продавца или местного товароведа. Стегнуть в печати рабкоровским хлыстом - польза от этого будет величайшая. Не должно остаться без наказания ни одно безобразие. Рабочие, например, купили сандалии, а они развалились. Когда я о таких фактах разговаривал с директором, он ответил: „у нас товар не хуже довоенного и не хуже иностранного‟. Это, конечно, неверно. Если в отношении подошвы наш товар хорош, то ведь одной подошвой не проживешь. Есть и верхний товар, и хлястик, и пряжка, - если пряжка плохо сделана, то обуви уже носить не будешь. Качеством продукции во всех его деталях определяется как уровень производства, так и степень внимания к потребителю. А у нас частенько встречается абсолютно бюрократическое безразличное отношение. У меня в портфеле склад заявлений относительно негодных сандалий фирмы бывш. „Скороход‟, больше всего с Урала, так что можно подумать, что московским рабочим и работницам, которые поближе, дали товар получше, а на Урал - похуже. Этим мы подражаем загранице: мировая фирма „Осрам‟ производит для Германии лампочки одного качества и пишет „Осрам‟, а для Востока, в том числе и для нас, производит лампочки другого, худшего качества, и на них пишет „Ост‟. Оказывается, трест „Скороход‟ тоже имеет свой „Ост‟, который называется „Урал‟, и направляет туда плохие сорта. Не оставляйте без протеста ни одного такого факта, разоблачайте их через газету, заставляйте каждый кооператив иметь книгу жалоб или ящик, куда можно было бы направлять жалобы. Таковы задачи рабкора по линии потребителя.

      По линии производственной рабочие сталкиваются с вопросом о качестве инструмента, вспомогательного материала. Тут для рабкора материала не оберешься. Рабкор не является журналистом, который подходит к этому вопросу только с точки зрения газетного работника. Что можно, дайте в газету, а что можно - в Особое Совещание по качеству продукции. Там ни одна бумажка не останется без расследования, докопаемся до всего. И если мы будем иметь хороших, крепких рабкоров, неофициальных контролеров, то качество продукции у нас улучшится. Тут многого можно достигнуть внутренним контролем на самих заводах, на цехах, более cтрогой браковкой и т. д. Только нужно, чтобы над производством был постоянный контроль со стороны общественного мнения. Потребителем, организованным в кооперацию, у нас до сих пор не интересовались совершенно. Когда мы спрашивали товароведов: имеется ли у вас паспорт на товар, то мы получали, примерно, такой ответ: „что о качестве говорить, когда у нас товарный голод, и покупатель берет все, что ему дают‟. Это верно, но это подход капиталистический, для нас - самый убийственный. Почему? Беру опять тот же пример из области наиболее разработанной, из области кожи, где наибольшие недостачи. Голод кожевенный колоссальный, потому что у нас мало скота. Для наших трестов не хватает сырья, а для потребителей не хватает готовой кожи¹. И ввиду того, что ее не хватает², ее обрабатывают быстрым темпом, каждый старается обогнать другого, поэтому процессы дубления кожи принимают форсированный характер, искусственно ускоренный; кожу или не додубят или передубят, но в том и другом случае ее качество чрезвычайно понижается, и получается такое противоречие, что благодаря недостатку сырья, недостатку кожи спешат дать потребителю, который жаждет ее получить, полунегодную кожу. Недодуб или передуб одинаково означают понижение качества кожи. Совершенно ясно, что недостаток продукции можно возместить только повышением качества. Раз кожи не хватает³, надо давать такую, которая носилась бы не полгода, а год или два. В силу отсутствия контроля и в силу чисто капиталистического подхода отдельных трестов к делу, недостаток количества усугубляется снижением качества, и     м ы     о б м а н ы в а е м     с е б я     в     о т н о ш е н и и     т о в а р о в     и     в с е х     и з д е л и й.   Ясно, что здесь контроль общественного мнения имеет колоссальное значение. Организовать этот контроль может только рабкор. Я не говорю уже о том, что надо повести жестокую борьбу с такими прямыми злоупотреблениями, как фальсификация, обман покупателей, которые у нас в большом ходу.

Я не буду приводить примера, который я приводил уже насчет иностранных надписей на карандашах. Это дело давно прекращено, т.-е. несколько месяцев тому назад, хотя карандаши эти еще в продаже. Недавно я жаловался одному производственнику-директору наждачной фабрики на эти самые обманы и показал ему образцы наждака. У меня на столе была коллекция, которую я получил из гаража от товарищей шоферов. Ужаснейшая дрянь, расползается под руками. Надпись какая-то иностранная. Я и спрашиваю спеца этого по наждаку, директора наждачной фабрики, единственной в Союзе: „Это что такое?‟ - „Это, - говорит, - наше‟. - „А зачем иностранная надпись?" - „А знаете, у нас привыкли к иностранному‟. Так просто и отвечает. По этой части должно быть жестокое преследование, чтобы не обманывали потребителя ни в коем случае. Я думаю, рабкоры должны помочь и в этом отношении. Мы готовим процесс одной частной фирмы, которая подделывает иностранные этикетки и считает, что таким образом обманывает иностранных капиталистов, что подделывать этакие этикетки - это пустяки, это почти классовая борьба (смех). Но мы это делаем не для борьбы с немецкими капиталистами, а для обмана нашего русского потребителя, его мы надували, подносим ему дрянь под фирмой, под которой он привык получать доброкачественный товар. Итак,     б о р ь б а    с о     в с я к о г о     р о д а     ф а л ь с и ф и к а ц и е й     д о л ж н а     з а н я т ь     в а ж н о е     м е с т о     в     н а ш е й     п е ч а т и     и     в     р а б о т е     р а б к о р о в.
---------------------------
¹ В предложении исправлены грамматические ошибки: в оригинале «нехватает»
² Исправлена та же грамматическая ошибка
³ Исправлена та же грамматическая ошибка

Продолжение следует...

рабкор, потребитель, Троцкий, фальсификация, качество

Previous post Next post
Up