Очерки о Монголии

May 16, 2011 21:35

Занесла меня тут нелегкая в эту самую почти несуществующую terra incognita. Что-то вроде того, как раньше выглядели страны третьего мира и как может начать выглядеть Россия



Ограничимся фактами, почерпнутыми у местного населения, пока еще вполне говорящего по-русски в своей средневозрастной части. Еще 25 лет назад в Монголии был Советский союз. Улан-Батор строился по генплану, ровно, аккуратно, с парками для детей. Численность населения контролировалась на уровне 700 тыс. человек, люди были трудоустроены, работали фабрики и заводы, в т.ч. по переработке собственных природных ресурсов, на которых работали те самые 700 тыс. монгольского населения. Кочевое население кочевало, имело некие дотации. Так и жили. Потом русские ушли - не то, чтобы их гнали, просто им было не до того. Сейчас Монголия - процветающая капиталистическая страна с дикими международными инвестициями - иностранного капитала на душу монгола раз в 10 больше, чем на душу русского. Улан-Батор разросся до 1,7 млн человек. Фабрики остановились, зато в страну хлынули беспошлинные японские машины, и в городе круглые сутки жуткие пробки из лексусов. Дотаций сельским местностям нет, разорившиеся после тяжелых зим (а климат там будь здоров - среднегодовая температура ниже нуля) едут в столицу на заработки, но работы там нет - растет безработица и преступность. Разрешение на строительство в городе спокойно получают иностранцы - на месте парков в центре появляются высокие красивые небоскребы из стекла и бетона - их строят для иностранных корпораций иностранные же рабочие. Лицензии на выработку полезных ископаемых по честным рыночным законам получают иностранцы. Жители регионов, где находятся шахты, грустно смотрят на то, как китайские рабочие вывозят в Китай их уголь, берут юрты и встают на центральной площади Улан-Батора в знак протеста. Правительство называет это "весенним обострением". Кочевое скотоводство ведь такое же рыночно невыгодное, как земледелие на Гаити. Проводить экстраполяции предлагаю самостоятельно, я обещала только факты. Позволю себе, однако, заметить, что большая Россия с большой Москвой не застрахована от судьбы Гаити и других дотационных трущобных стран так же, как и маленькая Монголия.

P.S. Монгольская степь - такая непохожая на мою, самарскую - сумасшедше прекрасна. Бурая, холмистая, совсем пустая, с вкраплениями причудливой вулканической породы. Мимо меня со всех ног пробежал заяц, ветер поет так, будто на тебя летят огромные стаи диких птиц, а на гребне холма, где шаманы молятся духам воздуха, чуть не сбил меня с ног.

P.P.S. К сожалению, дорогие коллеги-журналисты, теперь обладаю печальным списком коллег, с которыми не хотелось бы оказаться в одном пресс-туре. Могу приватно поделиться.

travelling, рассуждения, монголия

Previous post Next post
Up