Швейцарская школа по качеству образования может дать фору финской. Об этом свидетельствуют
впечатления Ирины Плыткевич, мамы двух детей, которые посещают швейцарскую школу.
Публикуем текст без изменений с разрешения автора.
---
Почти месяц в швейцарской школе, и я не успеваю записывать то, что меня поражает. Поделюсь, потому что пусть самые самые продвинутые мамы, папы и учителя заберут лучшее в свои дома, школы и курсы.
1. Уроки идут блоками по полтора часа. Между ними двадцать минут отдых, во время которого дети ВСЕГДА на улице. Да, мне все понятно про разницу в погоде, но здесь так построена школа, что дети выходят из класса на воздух под такой навес. Такая терраса у каждого класса. (Ну а вдруг вы будете строить свою школу). Им даже не надо переобуваться. В любой дождь и ветер они там. В хорошую погоду все (и учителя, клянусь!!) играют в футбол, баскетбол, пинг-понг и всякие вышибалы. Ребенка, который НЕ бегает, скорее всего отведут к врачу. Моих водили каждый день первые две недели... А они просто не в курсе, что в школе можно бегать.
2. С 11.30 до 13.30 обеденный перерыв. Можно остаться в школе, можно вернуться домой. Меня этот перерыв немного бесит, но из-за него дети вообще не устают. Вообще. Алена вчера спросила - а долго мы еще так отдыхать будем? С утра учатся с 8.15, вечером до 16.00. В среду короткий день до 11.30.
3. Чтобы дети не боялись формулировать свои мысли в письменном виде (сказали на собрании, что это катастрофически исчезающий навык сегодня), в школе есть почта "учитель-ученик". У каждого ребенка свой почтовый ящичек, туда кладешь записочку, учитель обязательно отвечает лично тебе. Пользуется невероятным успехом - с утра все бегут забирать свои "письма".
4. Словарные диктанты пишут под картинкой. То есть под картинкой, обозначающей какое-то слово, нужно написать правильно само это слово. А не под диктовку, ёлки. Считаю, что вот это из серии "все гениальное просто". Ребенок запоминает, как пишется слово, визуально сопоставляя его с картинкой. Это работает нереально.
5. Когда делают какой-то доклад, всегда включают музыку. Я не очень понимаю пока, как это работает, но на "сделать доклад" всегда очередь из-за того, что дети сами выбирают для него музыку. В докладе, кстати, приветствуется костюм и реквизиты. Такой мини-спектакль. Никаких презентаций в Power Point нет. Считается, что ребенок в начальной школе не может сделать презентацию самостоятельно.
6. На математике КАК решать примеры - не объясняют. То есть ребенок, на основе имеющихся у него уже знаний, должен придумать, как легче решить, допустим, 48 плюс 53, и выйти и объяснить. Правильного способа нет, все решают так, как им удобно. Своим способом. Из-за этого, допустим, когда выяснилось, что класс уже знает дроби, а Олеся еще не в курсе, все дети бросились объяснять ей по-разному, используя яблоки, кубики и пластилин. Учительница самоустранилась, а через два дня просто спросила ее - все ли понятно. Олеся говорит - мне еще никогда ни одна тема не была НАСТОЛЬКО понятна.
7. Многое трогают руками. Весь окружающий мир - это вообще про "потрогать и попробовать". Дегустировали тут пшеницу, рожь и овес. Потом ездили на мельницу это все молоть. Теперь им обещают, что пекарь испечет из "их" муки им булочки и притащит это все в школу. На географии изучают местный регион буквально так - вот здесь у нас такая то речка, пойдемте смотреть. Видите, тут почва такая-то, а тут такая-то. Здесь на горе, смотрите, такая растительность, а вот на той горе - поедем завтра - другая растительность. На предмет, который про "сделать руками" - attivita creativa - часов столько же, сколько и на физкультуру. И это два лидера по количеству часов в неделю.
8. Считают, что ошибки - путь к успеху. У Алены в классе (3 класс) сделали даже такую фею ошибок (очень красивая симпатичная куколка). Сами, руками. Фея эта голосом, понятно, учительницы объясняет им, что ошибаться хорошо и можно, переживать тут вообще нечего, потому что ты - а) мыслишь креативно и б) не боишься пробовать. У Олеси (5 класс) учительница рассказывает каждый день новый пример из науки, когда ошибка привела к открытию.
ААААА. Еще, еще. Справка от врача нужна, если только пропускаешь больше 2 недель!! Правда, это единственный случай, когда надо все задания делать дома) Ну ладно уж. Так уж и быть)
П.С. Школа начальная. Муниципальная, абсолютно бесплатная. На мой московский взгляд темп довольно медленный, но тем не менее программы в целом совпадают, а у Олеси класс даже чуть ушел вперед в сравнении с российским. Не понимаю, как это у них получается с таким "отдыхательным" подходом) Но поглядим.
----------------------
Из комментариев, в т.ч.
отсюда или
отсюда:
Данила Луговой 2016-10-20 11:20:37: Все радужно там только в начальной школе. В старшую школу, а тем более в высшие учебные заведения, идет жёсткий отсев. Самому с этой расслабленной обстановкой в школе поступить не реально, а стоимость доп занятий, репетиторов и т.д. просто нереальная по сопоставлению с российскими условиями. Но все грамотно - 90 процентов населения работают, а 10 думают как тем лучше работать и наслаждаются жизнью). Мнение основано на реальных событиях.
a_garvey: Подобный подход к математике распространился в Онтарио, и теперь родители бьют тревогу: дети креативят собственные способы считать, а повзрослев не в состоянии считать быстро и в уме, так как оптимальные способы вычислений им давали в одном ряду с множеством других, и до автоматизма не довели. "Мне так считать нравится больше" и плевать, что тот способ, который нравится, не позволяет считать быстро и правильно.
napramak: В Шотландской школе похожая система. Мы переехали, когда дочке было 14 лет. Очень много опытов и экспериментов на уроках. На переменках можно и нужно бегать. Учителя тоже бегают с детьми. Один раз дети собирали деньги на благотворительность: бросил в копилку фунтик - имеешь возможность три раза кинуть мокрой губкой в учителя. Учителя можешь выбрать сам, а те могут уворачиваться, что с успехом и делают. Почти как мы в детстве играли в "выбивалы". Денег собрали много, время провели весело, все довольны.
По поводу жалоб на низкий уровень образования в школах Европы я сделала следующий вывод: ученики разделены на три уровня, приезжие дети, особенно без знания языка, попадают на нижний уровень. Моя дочка, неоднократный призер национальных олимпиад по математике в Беларуси, но с нулевым английским, в первый школьный день в шотландской школе вынуждена была повторять таблицу умножения, в то время как на высшем уровне дети почти дошли до матанализа... Не все приезжие с постсоветского пространства понимают эту систему, не все стараются подняться на высший уровень. Отсюда и твердое убеждение что там "до старших классов треугольнички раскрашивают." И в старших тоже. Как только дочка перешла на высший уровень, программа перестала казаться легкой.
astra_zolotce: И что хорошего? Девиз швейцарской школы - kein Stress! Дети должны получать удовольствие и не напрягаться. Детям хорошо:) Государству тоже:дешево и сердито, 85% без высшего образования, а спецов покупают готовых, заграницей, это дешевле, чем растить своих.
Но если родители видят будущее детей в профессиях, где образование необходимо, - платите. За подготовку к экзаменам в гимназию (школьная программа не подразумевает этого), за репетиторов. В самой гимназии: учебники, поездки, проездной. Кантон Цюрих. Во французских - другие правила.
pacient_samara: Счастливые дети в Швейцарии. Особенно для младшей школы. А тут как вспомнишь так вздрогнешь. У младшего племянника вся семья по ночам через день то рисует, то поделки делает. Вот кому это надо?
Мой в 9 классе. Занятия с 8 до 15. Приходит и в коридоре падает, сколиоз и плохое зрение поголовно плюс неврологические проблемы. На улицу и тренировки нет времени. И ведь 90 процентов знания вдалбливаемых никогда в жизни не понадобятся. Они уже и в вузе не понадобятся.
vladiv: Я думаю, любой нормальный человек может всё это только приветствовать - и самостоятельность мышления, и чередование умственной и физической активности, да и всё остальное.
Но после того, как детки попробовали все способы организации вычислений, им надо показать стандартный и научить им быстро пользоваться. И, неважно каким способом, но научить помнить таблицу умножения. Не для того, чтобы соревноваться с калькулятором. А для умения работать с дробями. Сначала в цифровом, а затем и в буквенном виде. Потому что, начиная изучать алгебру, ученик должен понять, почему a/b+c/d =(ad+bc)/bd. Без предварительного навыка сложения численных дробей, он этого не поймёт, и вся дальнейшая алгебра накроется медным тазом.
А когда детки станут учить геометрию, придётся весьма тоталитарно заставить их принять на веру некоторые аксиомы. Потому что ежели у каждого ребёнка будет своя система аксиом, то о логике доказательства чего угодно можно будет забыть, как и о геометрии в целом.
devizzi: Здесь вперемешку школьное устройство и способ вести уроки. Первое одинаково для всех, второе на усмотрение учителя. Те пункты, которые одинаковы для всех, вроде необходимости активного отдыха на свежем воздухе, длина урока и перемен, практически совпадает с тем, что происходит в канадских гос. школах. То, что делается на усмотрение учителя, так же пересекается с тем, чем оперируют канадские учителя. В Швейцарии мои дети не учились, но исходя из нашего опыта нескольких гос. школ в Торонто, вполне верю, что в Швейцарии оно так и есть, просто потому что у нас почти так же.
Вариации на тему. Скажем, способ объяснять математику. Нашей девочке не давалась таблица умножения, пока учительница её не сплясала, таблицу эту. Я там не была и не видела, но ребёнок вернулся из школы просветлённым и после этого щёлкал умножение только так. Разного рода hands-on experience тоже присутствует в нереальных количествах - всё дают попробовать на зуб, постоянно куда-то ходят что-то смотреть, трогать и пробовать, огромное количество "проектов" вместо домашнего задания, где позволено презентавать тему в любом виде. Например, наш ребёнок должен был разобраться с пищеварительной системой человека и рассказать об этом классу, так она закатила презентацию не только в power point (ну любит его наша девочка, куда деваться), но и с использованием программирования (построила игру-лабиринт по пищеварительному тракту в Scratch), видео (записала несколько роликов в стиле ютюб-блогеров), изваяла громадный плакат с картинками и ещё что-то носила показывать. Всё это было придумано ей самостоятельно, учитель вмешивался только по её просьбе, если был нужен совет, родители вообще не участвовали. Дети соревнуются между собой, кто интереснее расскажет-покажет. Правда, это класс для одарённых, но в простых классах приблизительно так же.
***
YonAgain: Я американской школы не видел, но позволю себе выписать из прошлых комментариев о том, что видел:
"На образование нужно очень много денег. Те системы среднего образования, которые я видел (в СССР/России, Европе, Англии; в Финляндии не видел) - популизм на минимальном финансировании. Чтобы ребенок из такого дома, где даже нет места и времени для чтения книг, начал читать - ему культурных родителей фактически нужно заменять за счет бюджета: нужны психологи, малое количество студентов на одного учителя, очень много внимания, возможность заработать авторитет и самоутверждаться вне группы "пацанов" на улице.
... никто не признается, что нужно денег больше раз в 5 минимум: когда одна учительница пытается что-то объяснить 32-м узникам перед ней - эта фикция не может функционировать, человек учится только если в семье и в окружении мотивируют, и дома можно почитать, и во дворе за это не побьют."
" некоторые под "общественной системой образования" понимают строительство школ для пролетариата с 40 учащимися в классе, как в СССР, США, Англии и т.д. Дальше - это становится
1. политическим аргументом популистов (смотрите, мы вам школы построили)
2. средством пропаганды. Вместо истории или языка люди изучают такую специальную хрень, что в голове должен остаться нацизм и идентификация с пятном на карте: есть мы, а есть все остальные (иногда и идея "а они все похуже, но будем же терпимы") "
P.S. Мне кажется, система среднего образования в общем провалилась за последние десятилетия. Она на минимальном довольствии, и результаты (X.: вырезано). Только не "американская", а почти любая, и (пост)советская - одна из самых политизированных и неэффективных. У нас концепция "всестороннего развития личности" была отменена еще годах в 50-х, если правильно помню, и началась "подготовка к ВУЗу", вполне официально, по бумагам. Но главная проблема - это надо делать приоритетом и финансировать; но даже в тех странах, где родители влияют на распределение их налоговых денег - они чаще хотят "борьбы с терроризмом", выкинуть мигрантов (то есть, меня) и купить новую машину. Что делают дети 6 часов в день в течение 10 лет - на задворках сознания. Не российского уровня паранойя, где все на войну, но все же они сами - продукты такого же нацистского и урезанного среднего образования.
***
sergii_orlov: Полностью совпадающие с приведенным выше списком параметры учёбы имеем в Киеве во французской школе (все учителя - французы). Сын в пятом классе. Улица - это не замена физкультуре. Она (физкультура) сама собой, как предмет. У французов бывать детям на переменах на улице в любую погоду (любую!) - обязательное правило, установленное еще Наполеоном для учебных заведений.
Все трогается руками. Завтра с учителем будут разделывать кролика. Месяц ребята из класса настраивались и готовились (горожане же, в основном).
Но, главное, ГЛАВНОЕ (на мой, конечно, взгляд) - вся учёба пронизана убеждением, аксиомой, что правильных и неправильных ответов не существует! Основное, чтобы ты не боялся, умел искать свой ответ, мог рассуждать (а не знать) и отстаивать свою позицию. И это не для вундеркиндов, для всех.
Смотрю на своего сына - а он в свои 10 лет это уже умеет и свободно (для своего возраста) использует. Я в свои 53 (учился хорошо) до сих пор ненависть к некоторым моим школьным учителям успокоить в себе не могу. Чего только стоит стандартная фраза моего детства: "Сели, положили руки на парту!" В описанной выше системе обучения отношения учитель - ученик уважительно-доверительно-дружеские. Дисциплина, при этом, тоже всегда на высоте. Учитель - друг, но, он - руководитель. Дети это понимают, нет, по моим наблюдениям, скорее чувствуют.
Два слова ёще вот о чем. В нашей школе параллельно две программы: французская со своей системой оценки/аттестации/документа и (кому необходимо или кто хочет) украинская со своей системой. Украинскую ведут украинские учителя. Господа, между этими двумя программами пропасть. А о том какими усилиями родителям детей нашей школы приходится убеждать-уговаривать-заставлять своих чад идти на украинские уроки - даже стыдно говорить.
Да, по поводу полутора часов. Их и младшие не замечают и не устают, дети даже в старших классах не ограничиваются в перемещениях. Стой, сиди, лежи, пройдись. Мешать ходу урока не имеешь права, но и сидеть неподвижно, преданно смотря на учителя - не должен. Это не продуктивно. да и зевать быстро начнешь - физиология.