Халдей Александр - Как воспитать российскую элиту (23 декабря 2019)
(via vamoisej)---
Проблема качества российской элиты стала самой главной проблемой, без решения которой невозможно вообще строить какие-либо серьёзные планы на будущее. Что бы мы ни запланировали, будет как в формуле Черномырдина - «хотели как лучше, а получилось как всегда».
И дело даже не в некомпетентности и отсутствии системы работы с кадрами. Система есть, и кадры готовят. Проблема лежит в другой плоскости.
Нынешняя элита России сформирована и продолжает формироваться по принципу отрицательного отбора. В этих своих отрицательных качествах элита действительно соответствует своему названию - они лучшие. Они действительно лучше всех других знают дело и умеют пробиваться наверх всеми способами. Почему же проблема неэффективности элит - самая главная проблема России?
Кто-то видит причину в недостаточном образовании элитариев, кто-то - в недостаточной моральности, кто-то - в слабой индоктринированности идеологией. И даже если собрать в группу высокообразованных, прокачанных всеми тренингами моралистов-идеалистов-практиков, эффекта не получается. Почему?
Дело в том, что мы слишком утилитарно понимаем, что такое элита и как она выращивается. Мы имеем в виду какие-то университеты, спецшколы, закрытые секты, где отобранных и прошедших жестокий отсев претендентов накачивают компетенциями и потом выводят в мир. Но это не подготовка элиты. Это просто подготовка специалистов для обслуживания этой элиты. Элита - это нечто совершенно другое.
Элита - это та каста, что верит в свою Миссию. Не понимает, что попала наверх по случаю и спешит набить карманы. Пока не выгнали. Нет, это именно мессианское самоощущение и потому иной масштаб внутреннего времени. А закрытые системы обучения - лишь инструменты в решении этой задачи.
Давайте посмотрим на те сферы, где в СССР реально готовили лучших в мире специалистов. Настоящую элиту. В каких сферах это было?
Это было в сфере спорта, науки и музыки. Если в математике и физике система образования создавала условия для выявления самых лучших и потом включала их в университетскую систему, то музыкантов и спортсменов готовили по старым методам, проверенных веками. Прежде всего, умели создать среду, в которой элита формировалась действительно как особая биологическая разновидность человечества. О чём идет речь? Вот о чём.
Для формирования элиты ребёнка с детства выдёргивали из семьи и помещали в жёсткую изолированную среду. По сути, детей лишали детства. Жесточайшая дисциплина и постоянный каторжный труд - вот что ждало тех, кто был предназначен попасть в ряды лучших из лучших. Иначе лучшими не становятся. Почему они это выдерживали? У них была цель выше денежной. Деньги таких жертв не требовали. Они хотели не денег - они верили в свою Миссию. В своё призвание.
И лишь тут наступает момент обучающей технологии. Посмотрите на то, как работает ЦМШ при Московской консерватории имени П.И.Чайковского. Это единственный в мире специализированный детский музыкальный интернат, где прошедших колоссальный конкурсный отбор детей со всей России безо всяких скидок на возраст помещают в изолированную среду и так нагружают, что остаются действительно гении и лучшие из лучших.
Это элита музыкального спецназа. Ведь в большой музыке мало быть гением. Лучшим вы сможете стать лишь при условии сочетания гениальности с нечеловеческой выносливостью. Вот тогда вы станете частью мировой музыкальной элиты.
А так - ну, будете просто хорошим специалистом. Очень хорошим. Очень-очень хорошим. Даже уникальным. Но элитой - нет. Элита - это особая каста. Туда просто так не попадают.
Не случайно законодателями в мире большой музыки больше столетия являются выпускники русской и позже советской исполнительской школы. В мире вокала царят итальянцы, а в мире пианизма - русские. Русская пианистическая школа сохранилась в водовороте рыночных реформ, и она - непререкаемый авторитет в мире исполнительства. Это законодатели и высшие авторитеты во всём, что касается подготовки пианистов.
Все лучшие мировые пианисты стали ими потому, что у них или у их учителей были русские педагоги. Так получилось, и система жива до сих пор именно потому, что туда пока не проникла коммерциализация. Там не торгуют дипломами. Да и как ими поторгуешь, когда сел за рояль - и всё сразу видно?
Но дело даже не в этом. Там такие педагоги и администраторы, что они живут совсем в другой ценностной системе, куда деньги попадают в последнюю очередь. На первом же месте - соответствие принципам. Есть соответствие - есть учёба. Нет соответствия - до свиданья.
Кастовый отбор - это то, что лежит в основе подготовки любой элиты. Никакой демократии тут нет и быть не может. Демократия - это для слабаков. Для элиты - кастовый принцип. Кому не нравится, тот может жить иначе, но тогда лучшим ему не стать. Он всегда проиграет тем, кто выращивался методом кастовой селекции.
Какая демократия может быть в подготовке «Альфы», «Краповых беретов» или боевых пловцов? Разведчиков-нелегалов или моряков-подводников? Лётчиков морской авиации или космонавтов? Для выращивания настоящей элиты принцип один - закрытая каста с жесточайшим отбором и ещё более жёсткой подготовкой. Те, кто выдержал, становятся элитой.
Так воспитывали детей рыцари, дворяне и английские аристократы. Так воспитывали советских спортсменов - тоже с детства их помещали в специализированные интернаты и там из них делали мировую элиту. Аскетика, невероятный труд, изолированность от соблазнов, идеология презрения к лени и праздности, ориентировка на заоблачно высокие стандарты, суровый режим, прессинг педагогов и графика обучения.
По сути, это монашеский орден, где нагрузки таковы, что обычный человек никогда не пройдёт это сито отбора. Разумеется, для этого, чтобы его пройти, одних сил и таланта мало. Нужна одержимость идеей. То самое мессианство. Без такой мотивации никакого элитного обучения не бывает.
Этот принцип подготовки давно слизали китайцы и японцы. Сейчас они так готовят свою музыкальную, спортивную и научную элиту. У них есть сверхцель, и потому есть идея служения. Есть своё понимание Миссии. Без этой идеи человек ломается и нагрузок не выдерживает.
Российская среда лишена мессианства, она омещанилась и колоссально заражена идеей комфорта и лени. Элита состоит из наиболее амбициозных мещан. Разложение - это тот рассол, в котором элита не формируется. Политическая и деловая элита должна так же формироваться, как музыкальная спортивная или научная.
Пока такой системой обладают лишь англичане, но там она посажена на сословную традицию. В России сословность разрушена, а партийная система создать инкубатор по выращиванию мессианской мотивированной элиты не смогла, рухнув под напором мещан-карьеристов.
И теперь мы имеем то, что имеем. «Лучшие» финансисты и центральные банкиры десятилетиями не могут создать эффективную экономическую систему. «Лучшие» коммерсанты не могут создать лидирующие в мире модели бизнеса. «Лучшие» политики не могут создать приемлемые социальные системы. Они делают всё, что могут. Проблема не в них.
Поставить Кудрина возглавлять систему российских финансов или Набиуллину - систему Центрального банка, - это как прислать на международный конкурс пианистов имени П.И.Чайковского преподавателя специальности из детской музыкальной школы провинциального города. Там бывают очень неплохие педагоги, но главный критерий их качества - вовремя понять, когда хорошего ученика пора вывозить в Москву и показывать светилам. Иначе можно загубить дело.
Если такого спеца посадить за рояль вместе с Мацуевым или Рихтером, то понятно, что будет. Будет избиение младенцев. Именно это сейчас и происходит в российской политической и деловой элите, где лучшие из посредственных служащих оккупировали места элиты, а самой элиты просто нет. Ибо если бы была, она бы своё взяла, ибо более слабый всегда проиграет более сильному.
Именно этим объясняется тот кадровый голод, который виден невооружённым глазом в высшей административной системе России. Яркие одиночки не могут решить проблему там, где требуется команда гениев. И не простых гениев, а сверхлюдей, подготовленных и выращенных в особой среде. Той, где простые таланты не выживают.
Создание такой среды - не плод усилий одного или нескольких подвижников. Это сочетание подвижничества с глубокими социальными процессами запроса на такую элиту. Увы, в современном гедонистическом обществе такого запроса нет. Там есть запрос на гедонизм, и потому возникает соответствующая элита.
Элита лишь наполовину изолирована от общества. На вторую половину она - плод общества и её часть. Она болеет теми же болезнями, просто у неё лучше иммунитет. Когда общество требует, такая элита возникает. Но когда в обществе цинизм и безверие, его элита будет состоять из чемпионов по цинизму и безверию.
Пока в обществе кризис ценностей, формирование качественней элиты невозможно. Ценности же формируются в преодолении трудностей. С трудностями у нас проблема решена, их всегда в изобилии. Осталось дождаться появления качественной элиты.
Но для этого общество должно перебродить своими иллюзиями и пороками. И лишь тогда из этой густой темноты, грозящей гибелью и поглощением, возникнут свои Сергии Радонежские и Дмитрии Донские. Весь их жизненный путь должен быть подготовкой к той ноше, что выпадет на их долю. Он начнут скликать себе подобных, и подобные откликнутся.
Элита растёт там, где её зрелое поколение ведёт суровую войну на выживание. Такие условия в России возникли лишь с 2014 года. Прежние буржуазные ценности насаждались в России с конца семидесятых. Они привели к кризису элиты. Обуржуазилось всё - власть, церковь, общество, интеллигенция.
Сейчас эти ценности в кризисе и пересматриваются. Вслед за этим объективно последует качественная смена поколений всей элиты - духовенства, бизнеса, политики.
Элита - это те, кто ставит перед собой сверхзадачи. Не заработать миллиард и насладиться властью, а изменить этот мир. Всё это процессы эволюционные и растянутые на годы. Но они потребуют возвращения к кастовой технологии отбора и выращивания лучших из лучших. Другого способа нет, и изобрести его даже не стоит пытаться.
---
X.: а)
От капитализма не уйти без лоховедения (ну, вы поняли, почему я это цитирую; ссылки-пояснения от Ордо министратум есть в тексте про лоховедение) + б)
anlazz - Этика, трудовая или паразитическая + Напомню про старый репост:
Александр Аузан о кадровых, экономических и структурных проблемах, где было сказано:
Чтобы человеческий капитал стал конкурентоспособным ресурсом, нужно создать условия, при которых талантам было бы комфортно здесь жить и работать. Что для этого нужно?
Одно из важнейший открытий последних лет его авторы Дарон Асемоглу и Джеймс Робинсон сформулировали в своей книге «Почему нации терпят поражение». Суть открытия в том, что европейские колонисты в разных странах создавали разные институты. В Конго, где нужно добывать алмазы, - экстрактивные институты, чтобы проще было выдавливать ренту, а в Канаде, где они собирались осесть, - инклюзивные, чтобы жить было хорошо. Россия - страна экстрактивных институтов: здесь хорошо извлекать прибыли, но семью лучше держать где-то еще. Вахтовый метод жизни - наиболее подходящий для таких стран. Чтобы талантливым образованным людям в России было комфортно, надо изменить тип институтов.
Как это сделать?
На мой взгляд, к этому есть три ключа - о них в своей книге «Насилие и социальные порядки» пишут Дуглас Норд, Джон Уоллис и Барри Вайнгаст. На основе исторического анализа Англии, Франции и США авторы пришли к выводу, что существуют три так называемых граничных условия, выполняя которые успешные страны начинают отличаться от неуспешных.
Первое. В успешных странах элиты делают законы для себя, а потом распространяют на других. В неуспешных - законы создают для других, а для себя делают исключения. Второе. В успешных странах организации - политические, коммерческие, некоммерческие - живут деперсонализировано, после того как уходят или умирают их создатели. В неуспешных - организации приспособлены под создателей и болеют или умирают после их ухода. И третье. В успешных странах элиты контролируют насилие коллективно, в неуспешных - делят контроль насилия: тебе военно-воздушные силы, мне тайную полицию.
Все три признака в нашей истории так или иначе встречались. Коллективный контроль насилия был после Сталина, его ввело политбюро ЦК КПСС. Деперсонализированность организаций - была: КПСС, комсомол, ВЦСПС научились жить без товарищей Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева. У нас не было производства законов для себя и распространения их на других. Это попробовал сделать Горбачев (X.: да неужели???), но, к сожалению, ничего не вышло.