Окончательно не сторговались, но процесс пошёл. Итоги визита Путина в Японию

Dec 17, 2016 18:16

Оригинал взят у politnotes в Окончательно не сторговались, но процесс пошёл. Итоги визита Путина в Японию

Странное дело, исторический визит Путина в Японию всё-таки закончился принятием совместного заявления и даже двух, но в российских медиа оно напрочь отсутствует. Только ТАСС вбросило отдельные цитаты из текста заявления по Курилам в середине дня, да и то, в разделе "Экономика". Видимо, в Кремле решили не привлекать излишнего внимания к данному документу.

А документ довольно любопытный:


1. Президент Российской Федерации В.В.Путин и Премьер-министр Японии С.Абэ в ходе переговоров 15-16 декабря 2016 года в городах Токио и Нагато достигли взаимопонимания относительно того, что важным шагом на пути к заключению мирного договора может стать начало консультаций о совместной хозяйственной деятельности России и Японии на южных Курильских островах. Такое взаимодействие будет способствовать развитию всего комплекса связей между двумя странами и созданию атмосферы доверия и сотрудничества, выводу отношений на качественно новый уровень.

2. Президент Российской Федерации В.В.Путин и Премьер-министр Японии С.Абэ поручают заинтересованным министерствам и ведомствам начать консультации по вопросам согласования условий, форм и областей упомянутой в п.1 совместной хозяйственной деятельности, которая может включать такие направления, как рыболовство, марикультура, туризм, медицина, экология и другие.

3. Стороны будут стремиться к выработке на этих консультациях экономически значимых проектов. В зависимости от согласованных направлений хозяйственной деятельности будут рассматриваться вопросы о соответствующей правовой основе ее осуществления, в том числе о заключении отдельного международного договора.

4. Стороны исходят из того, что ничто в настоящем Заявлении, любых достигнутых на его основе договоренностях о налаживании совместной хозяйственной деятельности и ее осуществление не наносит ущерба позициям Российской Федерации и Японии по проблеме мирного договора.

5. Руководители двух стран договорились продвинуть переговоры о совместной хозяйственной деятельности на вышеупомянутых островах, а также выразили свою искреннюю решимость урегулировать проблему мирного договора.

Никаких формальных обязательств в отношении дальнейших перспектив диалога в нём нет. Что не просто странно, а очень странно. Особенно на фоне недавнего интервью Путина с чётким требованием юридических гарантий. В чём стороны не сторговались?

Газета.ру намекает на то, что для Путина принципиально было заполучить газовую трубу от Сахалина до Хоккайдо. А японцы-де согласились только на третью линию СПГ на Сахалине. Если бы речь шла о "рациональности здорового человека", вариант "острова в обмен на трубу" представлялся бы абсурдным. Но в случае Путина нельзя исключать подобного расчёта. Что может быть для него важнее трубы, в самом деле? Не зря в интервью перед визитом он открытым текстом намекал, что результаты будут зависеть от "гибкости наших партнёров". Видимо, гибкости всё-таки не хватило.

Хотя мне кажется, что дело не только в трубе. Японцы отказались дать гарантии выполнения своих щедрых экономических посулов. Когда Абэ задали вопрос на этот счёт, он сослался лишь на свою готовность "подъехать на Восточный экономический форум в будущем году в сентябре и провести обзор реализации того, что мы наметили". Прогнуть японцев не удалось не только на "юридически обязывающие документы" с гарантиями и сроками, но даже на политическую декларацию о намерениях. О выходе из режима санкций речь, похоже, и не идёт. О влиянии фактора союза Токио с Вашингтоном тоже ясности нет.

В сухом остатке имеем поручение МИДам обеих стран "начать консультации" о режиме совместной хозяйственной деятельности на всех Курильских островах в целом и договорённость об упрощении визового режима и открытии свободного доступа на острова их бывшим японским жителям. При этом Синдзо Абэ, что примечательно, выразил неожиданную уверенность в том, что "мы переходим к тому периоду, когда мы сможем постепенно, шаг за шагом своими руками осуществить те действия, которые позволят нам реализовать мечту бывших и нынешних жителей островов".

Ну и конечно, ключевой пассаж его спича:

"Я договорился с Президентом России о том, чтобы создать особый режим для налаживания совместной хозяйственной деятельности на этих островах. Мы об этом договорились. Эта совместная хозяйственная деятельность будет осуществляться не в ущерб позициям обеих сторон по проблеме мирного договора.

Этот особый режим будет направлен на то, чтобы создать условия для будущего решения проблемы, и станет очень важным шагом для решения в будущем проблемы мирного договора. И наши мнения с Владимиром в этом вопросе полностью совпали. Поэтому для решения проблемы мирного договора мы выразили самое искреннее стремление и смогли это продемонстрировать."

"Принципиальная позиция Японии относительно четырёх северных островов остаётся неизменной. Но совместная хозяйственная деятельность не наносит ущерба этой позиции, наоборот, её налаживание будет шагом вперёд, нестандартным таким шагом, который отличается от тех подходов, которые раньше стороны демонстрировали на переговорах."

То есть формально совместная деятельность "не в ущерб позициям по мирному договору", но эта деятельность "станет важным шагом" на пути к мирному договору. Это подтвердил и Путин:

"Если мы сделаем правильные шаги в направлении плана, предложенного Премьер-министром (он предложил создать отдельную структуру по хозяйственной деятельности на островах, заключить межправсоглашение, отработать механизм взаимодействия), на этой базе формировать такие условия, которые позволили бы нам добиться окончательного решения по мирному договору."

"Если кто-то считает, что мы заинтересованы исключительно в налаживании экономических связей, а мирный договор откладываем на второй план, - это не так. На мой взгляд, самым главным является заключение мирного договора, потому что это создаст нам условия для долгосрочного взаимодействия в исторической перспективе, на среднюю и долгосрочную перспективу. Это важнее, чем деятельность на островах."

Итак, с одной стороны, процесс запущен, а с другой, никто никому формальных гарантий так и не дал. Москве придётся держать подвешенной морковку мирного договора, а японцы продолжат обещать златые горы. Стороны другу другу не доверяют и боятся кидка. Но продолжать жевать этот кактус им всё же придётся. Возможно, всё затянется ещё на некоторое время, а, возможно, уложатся в сжатые сроки. Хотя, судя по перипетиям вокруг этого визита, уладить все детали будет не так уж легко. Правда, не исключено, что как раз значительный медийный ажиотаж и стал помехой для полюбовного договорняка.

Если говорить об ажиотаже, то теперь перед обоими контрагентами стоит проблема того, как представить (не)достигнутые договорённости своей общественности. И здесь можно согласиться с Александром Габуевым в том, что Москва и Токио будут изображать их в выигрышном для себя свете:

«Абэ предложит формулу: «Мы согласились не соглашаться по поводу суверенитета, но начали осваивать острова, которые, как вы, уважаемые японские избиратели, понимаете, на самом деле наши», и будет продавать это как свою большую победу. А если вы зададите этот вопрос Ушакову и Путину, они представят это просто как приход японских инвесторов на российскую территорию - ничего особенного, будто бы они были немецкими или нашими»

В этом контексте надо обозначить для понимания, что совместная хозяйственная деятельность - это не просто "приход японских инвесторов" и далеко не такой безобидный вопрос, как рисует кремлёвская пропаганда. Для прихода инвесторов достаточно было бы создать на Курильских островах "территорию опережающего развития", как это сделали в Забайкалье, чтобы отдать китайцам.

Во-первых, совместная деятельность будет означать изъятие этой территории из-под общей юрисдикции российских органов власти. Здесь многое зависит от того, какая правовая база будет подведена под эту затею, будет ли это международный договор или правовые акты российского законодательства, до какой степени японские "хозяйствующие субъекты" получат свободу действий на островах и какие полномочия останутся в итоге у регуляторных органов РФ. Но сам факт подобного изъятия несомненен. Исторически это напоминает режим сетльментов и права экстерриториальности для своих граждан, которые выторговывали себе европейские державы у слабеющего Китая в XIX веке. А в современном мире даже найти пример чего-то подобного, когда одно государство позволяет беспрепятственно хозяйничать на своей территории гражданам и фирмам другого, которое при этом не имеет с ним даже мирного договора, с ходу и не удаётся. Разве что, правовой режим военных баз США на территории других стран.

Во-вторых, как уже верно успели подметить наблюдатели в блогосфере, подобный режим откроет для японской стороны возможности беспрепятственно населять острова своими гражданами, благодаря чему к нужному моменту на Курилах уже будет сформирована "патриотическая японская общественность", жаждущая воссоединиться с исторической Родиной. Как быстро это произойдёт - единственный вопрос, который пока остаётся открытым.

В-третьих, подобные договорённости создают прецедент для других спорных территорий РФ, в первую очередь Крыма и Калининградской области. Решение вопроса не "в лоб", а путём постепенной "мягкой" передачи, опробованное на Курилах, неизбежно будут пытаться перенести на другие случаи сдачи русских земель, до которой общественное мнение ещё недостаточно дозрело.

Всё это надо держать в уме, когда пропаганда будет бомбардировать нас своими лживыми аргументами о том, что ничего не произошло, мы и так должны были японцам два острова, если мы не отдадим, Япония нападёт и устроит новую русско-японскую войну. Всё это уже звучит с экранов и мониторов, и поддаваться на эти уловки никак нельзя.

Равно как нельзя и воспринимать как признак отказа от сдачи манипуляции вроде размещения военных баз или других "стратегических объектов". На данный момент военные базы РФ размещаются на Курилах исключительно для того, чтобы выдавить оттуда русское население и облегчить последующую передачу японцам. Не нужно думать, будто наша армия в отношении формально российских территорий будет вести себя иначе, нежели в отношении Донбасса. Люди, которые "просто выполняют приказ", без зазрения совести, так же "мужественно" выполнят его, даже если им придётся стрелять в своих сограждан.

В данных обстоятельствах сдачу Курил можно оттянуть, отложить, создать дополнительную напряжённость, но сорвать её без смены власти уже не получится. Как говорил один небезызвестный деятель, "процесс пошёл".

Текст на Политпрогнозе

Previous post Next post
Up