Актуальность русской революционной традиции (Предисловие)
"Мы ленивы и нелюбопытны", - эти слова, сказанные консервативным
поэтом Пушкиным в отношении русского дворянства 19 века, вполне
применимы и к большей части современного российского левого движения,
которое точнее было бы назвать левым мельтешением или левым лежанием
(чтобы избежать недоразумений, сразу подчеркнем, что под "левым
лежанием" мы имеем в виду не всяких постКПССовских государственников, а
разного рода троцкистов, автономов и прочих, по крайней мере
провозглашающих себя врагами буржуазного государства). Это левое лежание
с великолепным презрением относится к теоретической работе и претендует
на то, что делает великое практическое дело - гоняется за каждым
профсоюзным вождем, упрашивая его взять себя к нему на службу, ведет
сложные интриги с организациями право- и левобуржуазной оппозиции
(всевозможными КПРФ, СКМ, НБП и ОГФ), равно как и интриги в собственной
среде, защищает права на проведение парадов гомосексуалистов,
собственными усилиями норовит спасти экологию, истребляемую капитализмом
и творит прочие великие дела, из которых выходит один пшик.
Еще в давние исторические времена революционное движение правильно поняло, что нужно и можно делать в глухие исторические эпохи, когда широкие массы пассивны и непосредственные революционные успехи невозможны. В такие эпохи приоритет волей-неволей принадлежит теоретической работе, для которой не было и не будет времени в периоды прошлых и будущих прямых классовых боев. В глухую эпоху реакции нужно усвоить уроки ("подвести итог", как говорили в 1930-е годы итальянские левые коммунисты) прошлой классовой борьбы и уяснить возможности классовой борьбы будущей. Разумеется, это не единственная задача для эпох реакции. Нужно пропагандировать теорию, нужно находить и закалять кадры, нужно участвовать в непосредственной классовой борьбе, где она есть - и не строить при этом иллюзий, что каждая стачка может стать началом революции.
>>>