Несмотря на то, что экс-начальник департамента имущественных отношений (ДИО) Минобороны Евгения Васильева получила пять лет колонии, в местах лишения свободы она может провести немногим больше месяца. Уже в конце мая она получит возможность условно-досрочного освобождения, никаких препятствий для этого не существует. Источники "Росбалта" считают, что все происходившее в Пресненском суде было умело разыгранным спектаклем. А "крайней" в громком коррупционном расследовании стала бывшая подчиненная Васильевой Динара Билялова. Она заключила сделку с правосудием, признала вину, дала развернутые показания, а в результате проведет в изоляции больше всех других фигурантов дела.
Когда в конце апреля гособвинитель попросил приговорить Васильеву к условному сроку, источники "Росбалта", знакомые с ситуацией, высказывали две версии событий. Согласно первой, Анатолий Сердюков вернул часть потерянных позиций в чиновничьей элите и сумел убедить нужных людей, что Васильеву нельзя отправлять в колонию. При этом на общественное мнение решили не обращать внимания. Согласно второй версии, в Пресненском суде проходит настоящий спектакль. В небольшом перерыве между тем, как прокурор потребовал условного наказания и тем, как Васильевой вынесут приговор, общественность успеет "выпустить пар". А потом сработает эффект диссонанса: просили условый срок, а дали реальный. А о том, какой это срок и сколько в реальности Васильева пробудет в СИЗО (добраться до колонии у нее мало шансов), никто уже особо задумываться не станет.
В данной ситуации, по мнению источников агентства, частично сработала первая версия и полностью подтвердилась вторая версия. Собеседники "Росбалта" высказали мнения, что Анатолий Сердюков до последнего "хлопотал" за свою бывшую подчиненную Васильеву. А, чтобы при этом успокоить общественность, в суде был показан небольшой "спектакль" - дабы и население осталось довольно, и Васильева почти не сидела.
Достаточно провести несложные подсчеты. С момента приговора у защиты Васильевой будет 10 дней на подачу апелляционной жалобы. Рассмотрена она будет приблизительно в конце мая. Если вышестоящая инстанция суда решит не увеличивать экс-главе ДИО срок, то в конце мая-начале июня Васильева отсидит два с половиной года из назначенных ей пяти (два года и шесть месяцев, что она провела под домашним арестом, были засчитаны в срок отбытия наказания). А это означает, что Васильева получает возможность просить об условно-досрочном освобождении (УДО). Препятствий для этого может быть только два. Это многочисленные нарушения режима в СИЗО. Во что верится с огромным трудом. И невыплата назначенного судом штрафа. Но в данном случае служители Фемиды предусмотрительно никакого штрафа Васильевой назначать не стали, сочтя, что все финансовые вопросы и так уже решаются в гражданских судах. Таким образом, у Васильевой нет никаких препятствий к тому, что бы уже в начале лета выйти на свободу по УДО.
Конечно, в производстве ГВСУ СК РФ находится еще серия дел о хищениях недвижимости Минобороны, где главным фигурантом является Васильева. И при желании следователи, в случае досрочного освобождения экс-главы ДИО, могут потребовать взять ее под домашний или настоящий арест в рамках этих расследований. Но сложившаяся ныне практика по подобным громким делам подсказывает, что отправка Васильевой в СИЗО после решения об УДО выглядит совсем невероятной.
Да и приговор Пресненского суда поставил все эти еще расследующиеся дела под сомнения. Служители Фемиды не признали Васильеву виновной в занижении стоимости проданного имущества Минобороны, на что в первую упирало следствие: мол, акции и здания сбывались по дешевке. Наоборот: в суде сочли, что это СК РФ завысил в своих материалах цену объектов. Васильеву признали виновным лишь в том, что подконтрольные ей фирмы незаконно получали агентское вознаграждение со сделки по продаже объектов Минобороны, а потом "отмывали" эти деньги. Таким образом, выводы суда противоречат выводам следствия, в том числе и по остающимся в производстве СК РФ делам о продаже недвижимости по "дешевке".
Приговор Васильевой поднял еще одну весьма деликатную тему. Признанные в суде доказанными эпизоды незаконного получения агентских вознаграждений во многом строятся на показаниях бывшей подчиненной Васильевой Динары Биляловой. Именно она отвечала за это направление, потом заключила сделку со следствием и рассказала подробности того, как агентские договоры составлялись "задним числом", как происходил процесс хищения, "отмывания" средств и т. д. Возможно, без показаний Биляловой и не состоялся бы обвинительный приговор Васильевой. Однако Билялова, как это не парадоксально, проведет в местах лишениях свободы больше остальных фигурантов дела.
Как рассказали "Росбалту" представители Биляловой, когда ей было предложено заключить досудебное соглашение, было дано четкое обещание: Динара получит условный срок. Ближе к концу следствия по "выделенному" делу в отношении Биляловой "условия игры" несколько поменяли: Динаре пообещали, что ей дадут минимальный срок - примерно, 1,5-2 года колонии. В результате Таганский суд назначил ей наказание в виде четырех лет лишения свободы (всего на год меньше, чем дали Васильевой не признавшей вину и отказавшейся сотрудничать со следствием). Позже, Мосгорсуд снизил срок Биляловой до трех лет, но все равно это было гораздо больше "обещанного".
Более того, в реальности Динара оказалась в худшей ситуации, чем другие фигуранты дела. Напомним, Васильева свои два с половиной года отбыла под домашним арестом в шикарной многокомнатной квартире. Примерно, в такой же ситуации были и другие обвиняемые, которые вину не признавали. Пресненский суд дал им по 3-4 года колонии, однако большую часть сроков они провели под домашним арестом. Билялова до приговора, вынесенного в апреле 2014 года, находилась под стражей около месяца, а потом была под подпиской о невыезде. Ей в назначенный срок засчитали только один месяц, проведенный в изоляторе во время предварительно следствия. В результате ей было необходимо провести в реальных местах лишения свободы, как минимум один с половиной год, пока она не получит право на УДО.
"Динара до сих пор остается в заключении и право на условно-досрочное освобождение получит в лучшем случае в августе,- рассказали "Росбалту" представители Биляловой. - Ее история является наглядным примером: сотрудничество со следствием может только навредить. Проще все отрицать -отсидишь гораздо меньше, чем заключив сделку с правосудием".