«Русский мир»: разные расы и религии, но что общего?
В российских вузах сегодня обучается 260 тысяч иностранных студентов и аспирантов. Почти 100 тысяч выпускников отечественных университетов - в Африке, не менее 30 тысяч - в Индии... А еще - в странах юго-восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Сегодня это ведущие бизнесмены и политики, ученые, инженеры, интеллектуалы.
Так не это ли тот самый «русский мир», поисками которого заняты в Кремле?! Но как использовать на благо России потенциал выпестованных ею представителей глобальной элиты. Об этом говорили сегодня на международной конференции в Ставрополе.
На кого опереться России?
Сегодня этот вопрос стал для нашей власти и общества как никогда важен. Еще недавно российский истеблишмент пытался жить - вместе со всем миром - по неолиберальной доктрине развития. Однако уже экономический кризис 2008 года показал ее несостоятельность. Западный мир перестроиться сумел, а вот Россия - нет. И сегодня, когда мы все сильнее размежуемся с Европой и США, срочно требуется найти новые точки опоры.
О том, что такой точкой опоры может и должна стать Африка, говорили на начавшейся сегодня в стенах Института дружбы народов Кавказа в Ставрополе международной научно-практической конференции. С длинным, но в общем-то верным названием «Поиск моделей социально-экономического развития Юга России в новом геополитическом формате».
На конференцию приехали послы пяти африканских государств - Мадагаскара (Элуа Альфонс Максим Дуву), Бенина (Анисет Габриэль Кочофа), Гвинея-Бисау (Секо Интчассо), Джибути (Мохамед Али Камиль) и Бурунди (Эльс Низигама Нтамгиро).
Эти пять стран (с общим населением 43 млн человек и объемом экономики $23 млрд) разбросаны по всему черному континенту, и, пожалуй, единственное, что их объединяет - невысокий уровень жизни. Самая «богатая» - республика Джибути с подушевым ВВП (по паритету покупательной способности) в $2,9 тысяч, что втрое ниже российского.
То, что послы именно этих 5 из 54 африканских государств оказались на одной конференции - скорее, случайность. Тем показательнее было, что говорили они и о глобальном мироустройстве, и о положении в нем России примерно одно и то же.
Sort power «черного континента»
По словам посла Мадагаскара в России Элуа Дуву, Россия всегда занимала особое место для африканцев. Во-первых, это одна из немногих европейских империй, которая не имела колоний на черном континенте. Во-вторых, она активно поддерживала национально-освободительные движения в странах Африки после окончания Второй мировой войны и в ООН неизменно голосовала за их независимость.
Сегодня, по словам Дуву, в России обучается порядка 260 тысяч иностранных студентов, из которых каждый седьмой - из Африки. В свою очередь, в африканских государствах сейчас живет и работает более 100 тысяч выпускников российских (и советских) вузов. Только в самом Мадагаскаре, по словам посла, их более четырех тысяч.
Вроде, на фоне миллиардного населения континента - это капля в море. Но стоит помнить, что в большинстве своем это не простые люди, а интеллектуальный цвет своих стран - бизнесмены, ученые, политики, инженеры...
Скажем, выпускниками советских вузов являются президент Анголы Жозе душ Сантуш (нефтяник), премьер-министр Гвинеи-Бисау Домингуш Перейра (инженер), недавно назначенный премьер-министр Мадагаскара Жан Равелонариво (военный летчик)... И это, конечно, далеко не полный список.
С большим докладом выступил посол Бенина, профессор Габриэль Кочофа (он закончил РУДН, а сам ныне преподает в Государственном университете нефти и газа), который ранее возглавлял Международную ассоциацию иностранных студентов в России.
По его мнению, именно выпускники наших вузов, рассредоточенные сегодня по миру, - это и есть инструмент sort power упрочения влияния России.
Потенциал этих выпускников можно было бы использовать в работе торгпредств России, при создании совместных предприятий (с участием капитала из России и стран Африки), они становились бы личными гарантами российских инвестиций.
Заокеанский симбиоз
Отвечая на вызов, вынесенный в название конференции - о «новом геополитическом формате», профессор Кочофа считает, что историю современного мира можно условно разделить на три этапа. Первый - до Октябрьского переворота 1917 года, или эра европейского колониализма. Второй - до распада Советского Союза в 1991 году, или эра блокового противостояния.
И, наконец, третий продолжается сейчас, его примета - это rising tigers: азиатские, африканские и латинамериканские. Неслучайно, подчеркнул Кочофа, сейчас полноценным глобальным игроком стала ассоциация БРИКС, объединяющая крупнейшие развивающиеся страны каждого из континентов.
Африка сегодня уже не ассоциируется с бедностью и постоянными войнами, глобальные игроки видят ее как плацдарм для экономической экспансии. Именно поэтому, по мнению посла, за последние годы в африканские страны стал массово приходить инвестиционный капитал из крупных заокеанских стран - Индии, Китая, Бразилии, Турции, Ирана...
Сумеет ли Россия занять место в этом списке? Для этого, еще раз повторил профессор Кочофа, нужна не просто политическая воля, но и государственная программа, нацеленная на работу с иностранными выпускниками отечественных вузов.
Чрезвычайный и полномочный посол Бурунди в России Эльс Нтамгиро считает, что точек соприкосновения между Россией и ее страной может быть множество. Первая и самая очевидная - это образование (она напомнила, с нынешнего года Минобразования РФ увеличило квоты для обучения бурундийских студентов в наших вузах).
Второе - здравоохранение. И третье - это технологии, как военные, так и гражданские. Скажем, в Бурунди почти 80% оружия (стрелкового и тяжелого) советского и российского производства, и кто-то же должен его обслуживать. Африканские страны также обладают несметными запасами энергоресурсов, разработку которых и могут вести российские инженеры.
Вот лишь одна цифра: сегодня запасов топливных ископаемых в Африке в 20 раз больше, чем в Европе. Но при этом среднестатистический европеец потребляет в 1200 раз больше электроэнергии, чем рядовой африканец. Устранение этого дисбаланса - задача взаимовыгодная: черный континент получает прибыль, новые технологии и повышает уровень жизни, а заокеанский инвестор - энергоресурсы.
«Русский мир» - в Индии, Иордании, Нигерии
О том, как важно и нужно российско-африканское партнерство, говорили все выступающие - как из России, так и из Африки. Правда, чтобы его создать, пока что сделано очень мало.
Бывший президент Ассоциации африканских студентов РУДН Хуегбеадан Апполинер (Бенин), специально из Москвы прилетевший на ставропольскую конференцию, на примерах доказал, как это партнерство будет выстраивать нелегко. Тормоз - пресловутое чиновничье самодурство.
Скажем, многие иностранные студенты остаются в России и после окончания вуза, чтобы поступить в аспирантуру и получить ученую степень. Но те, кто уже защитил диссертацию, порой не имеют возможности продолжать научные исследования.
Да и отечественные вузы в этом почему-то не заинтересованы. Хотя это огромный интеллектуальный потенциал, который, выходит, растрачивается впустую.
Апполинер привел пример своего земляка, который после учебы в России (по физико-математическому направлению) уехал обратно в Бенин. Но там продолжать исследования он не мог - нет соответствующей базы. Писал в российские вузы с просьбой подыскать ему место, куда он мог бы вернуться и продолжить изыскания. Никто не ответил.
Сейчас, говорит Апполинер, такое письмо на рассмотрении в РУДН, и он лично курирует его рассмотрение. Но в ручном режиме каждую спорную ситуацию не разрешишь. Нужна инфраструктура научных исследований: например, чтобы в странах, откуда в Россию традиционно прибывает наибольшее число студентов (Индия, Ближний Восток, Африка) создавались совместные научные лаборатории. Их работу бы курировали бы и «головной», российский, вуз, и иностранный. Кстати, сейчас такая система создана во Франции, которая имела множество франкофонных колоний в Африке.
Модератор конференции, экономист, профессор МГУ Александр Бузгалин обещал, что со своей стороны сделает все возможное для реализации озвученных предложений. Донесет их до ректора Московского университета Виктора Садовничего, который возглавляет и Союз ректоров России, - чтобы и госпрограмма поддержки иностранных выпускников появилась, и трансграничные лаборатории. Но правда, появятся ли?